Лариса Лиханова
Экологический проект «Лягушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта — воспитатель : Лиханова Л. П.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
МАДОУ д/с № 78/1 города Тюмени
«Лягушки»
Автор проекта - воспитатель :
Лиханова Л. П.
Тюмень
По доминирующей деятельности: творческо-исследовательский
По количеству участников: дети, воспитатели, родители.
По продолжительности – краткосрочный
Публикация «Экологический проект „Лягушки“» размещена в разделах
Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья
Заявитель: дети младшей группы № 8 «Веснушки»
Актуальность проекта :
«Жаба, жаба, бейте её!» - часто кричат мальчишки. Лягушек и жаб люди не любят (неприятная внешность, часто подвергают истреблению. Но никто из них не задумывается, какую огромную пользу приносят в природе эти безобидные существа!
Многие думают, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Глупости. Да, действительно, жабы выделяют на своей коже беловатую жидкость, но никакого вреда от неё нет. Это её защита от хищников. У жабы нет когтей, клыков, а если хищник лизнёт эту жидкость, то от неприятного вкуса потеряет желание нападать на жаб.
Лягушки и жабы – замечательные охотники! Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров! Жабы охотятся на гусениц, червей, слизней, жуков. Вот какие помощники людям! Этим самым они не допускают, чтобы эти существа размножались сверх нормы.
Если не было бы лягушек и жаб, то нечем было бы питаться аистам, цаплям, журавлям, совам, ежам! Вот какими нитями все в природе связано.
С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, в том числе лягушкам и жабам, независимо от того, нравится оно ему или нет. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни необходимо. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции экоцентризма живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными, красивыми и безобразными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе.
Проект создан с целью, показать важность существования жаб и лягушек в природе, их огромное значение в пищевой цепочке; сформировать бережное отношение у воспитанников к земноводным.
Проблема:
Нет экологических знаний о земноводных, не сформировано бережное отношение к лягушкам и жабам.
Цель проекта : обобщить и расширить знания об обитателях водоёма.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию экологических представлений у воспитанников о земноводных, показать роль лягушки и жабы в природе.
Обогащать словарный запас.
Развивающие:
Развивать познавательную активность.
Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Формировать доброжелательное отношение к нелюбимым животным, желание оберегать, а не вредить, не уничтожать.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты:
В ходе проектирования дети :
• знакомятся с внешним видом земноводных, их приспособлением к условиям окружающей среды и образу жизни;
• проявляют познавательные способности;
• демонстрируют предпосылки поисковой и самостоятельной практической деятельности;
• с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
• совершенствуют мелкую моторику рук.
Первый этап:
Составление совместного плана действий
Подобрать художественную и энциклопедическую литературу о земноводных;
«Рождение проблемы».
Дети в познавательном центре «Почемучки» находят картинку, на которой нарисованы мальчики на берегу озера. Они держат в руках камни и смотрят на лягушку. Мальчики в нерешительном состоянии: кинуть камень в лягушку или нет.
Целеполагание. Почему лягушек многие люди боятся, не любят и уничтожают; как можно защитить земноводных.
Гипотеза: Если мы узнаем, что внешний непривлекательный вид лягушек и жаб связан с условиями приспособления их к среде обитания, земноводные не опасны для человека, а их роль в природе велика, то отношение к этим безобидным существам изменится, воспитанники будут стараться их оберегать, не уничтожать.
Что мы знаем о лягушках и жабах : они умеют прыгать, квакать, их можно встретить на даче, возле озер, рек; жабы мечут икру в воду.
Что мы хотим узнать? Где и как живут земноводные, почему их так называют. Как проводят зиму лягушка и жаба, чем питаются, кто их враги. Какую роль в природе играют земноводные? Можно ли с ними дружить, как можно дружить? Как можно защищать и охранять лягушек?
Вхождение детей в проблему. Ребята получают письмо от лягушки, с интересом читают его, знакомятся с фотографией лягушки, ее внешним видом, стараются ответить на ее вопросы. Узнают, как мало знают о земноводных, появляется желание написать ответ лягушке и больше о ней узнать.
Второй этап….Чтение интересных фактов о лягушке
Разучивание пословиц и поговорок про лягушку
Загадки
«Лепка лягушонка».
Тематическое планирование проекта :
Понаблюдать за лягушкой.
Посмотреть видеоролик о жизни земноводных нашего края.
Деятельность педагогов Деятельность воспитанников Результат
Подбор литературных произведений об обитателях водоема Чтение, заучивание Оформление книжного уголка.
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий Рассматривание, обсуждение Организация фотовыставки
Подбор видеотеки
«Обитатели водоемов» Просмотр, обсуждение видеоматериала Создание видеотеки
Наблюдение за лягушками Рассматривание, обсуждение Фото
Чтение художественной литературы по теме Беседы по прочитанным произведениям Викторина по произведениям
Итоговое занятие по теме «Обитатели пресноводного водоёма» по художественно-эстетическому развитию Создание коллективной композиции (пластилинография, природный материал материал - ракушки) Выставка работы
Третий этап. Итог проекта
Итоговое занятие по теме «Обитатели пресноводного водоёма»
Ожидаемый результат:
Сформировать у воспитанников представление о разнообразии обитателей водоемов.
Закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде, способах передвижения и способах защиты от врагов.
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.
Дети имеют представление о внешнем виде обитателей пресноводного водоёма.
В процессе работы над проектом мы сформировали бережное отношение у воспитанников к земноводным.
Литература
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 512с.
2. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Младшая группа
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с. : цв. Вкл.
Лепка по замыслу с. 72
4. Интернет ресурсы:
Блок Людмилы Поцепун «Цветы жизни»
Приложение
Интересные факты о лягушке
Лягушки — представители амфибий и могут жить как в воде, так и на суше. Они живут на земле уже более 300 миллионов лет! Учеными зафиксировано более 3500 видов лягушек! Самая большая лягушка — Голиаф весит боле 3 кг (хотя встречался рекордсмен в 5 кг веса) и достигает в длину 33 см. Одна из самых маленьких лягушек имеет длину тела — 17 мм, и при этом способна прыгать до 3 метров в длину!
Средняя продолжительность жизни — 18 лет. Хотя некоторые виды живут до 36 лет. Но в природе у лягушки слишком много врагов, а потому мало, кто становится долгожителями.
Лягушки, живущие в пруду, способны к откладыванию яиц лишь через три года. Большинство видов лягушек после откладывания икринок, забывают о своем потомстве. Но есть и такие интересные факты: волосатые лягушки вынашивают икринок у себя во рту, а курносая лягушка у себя в желудке!
В процессе роста головастик переживает около 30 превращений! Питаясь при этом исключительно микроводорослями.
Лягушки не пьют воду, как таковую, они поглощают ее через кожу, также как и воздух. Они лишь частично используют ноздри для дыхания.
Зрение этой амфибии также удивительно. Она не только может одновременно смотреть вперед, вниз и в стороны, но и не закрывает глаза даже во время сна.
Считается, что кваканье — самый первый звук, услышанный на планете Земля! Хотя кваканье некоторых видов лягушек совсем не похоже на кваканье. Есть лягушки, пение которых напоминает звук флейты и звон колокольчика. В Японии есть лягушка, которую заводят в своих домах специально для услады слуха. Она поет, как птица.
Жаркое солнце для лягушки опасно. При 39 градусах лягушка погибает от нехватки влаги. Кожа лягушки легко впитывает воду, но не так просто ее отдает. Слизь, покрывающая кожу, не отдает влагу, помогая еще и выскользнуть из клюва птицы, а также содержит обеззараживающие вещества. Именно благодаря этому свойству в Древней Руси лягушку кидали в молоко, чтобы оно не скисало. Для человека лягушачья слизь абсолютно безвредна.
Хотя, безусловно, в природе насчитывается немало ядовитых лягушек, опасных для человека.
Пословицы и поговорки про лягушку
Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть.
Не бей из пушки по лягушке.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
Не страшны лягушке пушки.
Не бывать бычком лягушке.
В своём-то болоте и лягушка поёт.
Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.
Вместе с лягушкой в дом входит удача.
Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу.
Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.
Если лягушки в болоте и речке сильно квакают — к дождю.
Лягушки весной начинают квакать только после первого грома; даже если его и не было слышно людям, лягушки без грома не заквакают.
У человека не будут потеть руки, если он часто и подолгу будет держать в руках лягушку.
Если убить лягушку, то дождь пойдет.
Лягушки квакают к сильному ненастью.
Детские загадки про лягушку
Теперь, когда мы узнали столько интересных фактов о лягушке, можно и загадки разгадать!
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
(Лягушка)
На болоте мы живём,
Хором песенки поём.
(Лягушка)
Из малька выходят лапки —
Длинноногие ребятки.
В луже прыгает квакушка –
Длинноногая… (лягушка).
Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её – (Лягушка)
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает (Лягушка)
Прыг да шлеп по дорожке
Голова четыре ножки.
Распевала голова
Очень громко: ква-ква-ква.
(Лягушка)
Зелёная,но не трава.
Холодная,но не лёд.
Поёт,но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)
Ноги — ласты зелены.
Пруд — её «избушка».
Пища — злые комары.
Это же.! (Лягушка)
На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спят в кувшинках –
без подушки?
Это видимо (Лягушки)
Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду.
(Лягушка)
Детские стихи про лягушку
Увлекательно о лягушке расскажут и веселые детские стихи
Разговор лягушек
— Кума,
Ты к нам?
— К вам, к вам
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
— А кого, кого, кума?
— Рака, карпа и сома.
— Как поймаешь, дашь ли нам?
— Как не дать? Конечно, дам!
(С. Я. Маршак)
Лягушонок и мышонок
В траве лягушонок
Увидел мышонка.
— Какой вы чудесный! —
Заквакал он звонко. —
Ну как вы таким
Удивительным стали?
Немало, наверное,
Вы испытали?
Мышонок сказал :
— Я родился весной
И маленький был,
Как орешек лесной.
За лето подрос,
Нагулял себе шёрстку
И на зиму зёрен
Собрал себе горстку.
Вздохнул лягушонок :
— А в жизни моей
Всё было иначе —
Гораздо сложней.
Сначала икринкою
Плавал я в ряске.
Но вдруг у меня
Обозначились глазки.
Я стал головастиком.
Долго потом
В воде я резвился,
Виляя хвостом.
Но лапки затем
У меня появились,
Я громко заквакал
И на берег вылез.
Поймал червяка
Средь высокой травы.
И тут на полянке
Мне встретились вы!
Лягушки-хохотушки
Две лягушки-хохотушки
Прыгали, скакали.
Лапкой – хлоп,
Другой – хлоп,
Щеки раздували.
Увидали комара,
Закричали:«Ква-ква-ква!»
Улетел комар, как ветер.
Хорошо пожить на свете!
(Г. Сапгир)
Лягушата
Дождь — как будтоиз ушата!
В луже скрылись лягушата :
«Здесь немного подождём,
Чтоб не мокнуть под дождём!»
(А. Шибаев)
Лягушата
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все — герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били — ать-два!
А теперь мы — лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота!
(В. Берестов)
С базара
— Откуда идёшь ты,
Лягушка-квакушка?
— С базара домой,
Дорогая подружка!
— А что ты купила?
— Всего понемножку:
Купила КВАпусту.
КВАсоль
И КВАртошку.
(В. Орлов)Песня-разминка «4 лягушат»
Это прекрасная разминка предоставлена С. и Е. Железновыми. Слушаем и поем песенку, выполняя простые движения. Она проходит у нас на «ура»!
Четверо лягушат вместе на пне сидят, (сидим на полу и покачиваемся в стороны)
Вместе на пне сидят, вкусных червячков едят
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням, (хватательные движения ручками в разные стороны)
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул (ложимся на пол, ручки под ушки, спим)
А трое лягушат вкусных червячков едят, (сидим на полу и покачиваемся в стороны)
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням, (хватательные движения ручками в разные стороны)
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул (ложимся на пол, ручки под ушки, спим)
А двое лягушат вкусных червячков едят (сидим на полу и покачиваемся в стороны)
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням, (хватательные движения ручками в разные стороны)
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул (сидим на полу и покачиваемся в стороны)
Последний всё сидит и на червячков глядит.