Татьяна Панова
Экологический проект «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проек
Дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 станицы Темижбекской
муниципального образования Кавказский район
Детский экологический проект :
Публикация «Экологический проект „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Проект разработан : воспитателем
Пановой Т. А.
2013г.
Проект
«Лекарственные растения»
Цель: Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья человека. Можно ли вырастить их самим?
Первый этап.
1. Беседа «Лекарственные растения».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
2. Игра «Съедобное – Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А, Плешакова «Зеленые страницы»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
Второй этап.
1. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»
Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы; познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2. Дидактическая игра «Вершки корешки».
Цель: в игре познакомить с тем какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы, листья
Мать –и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Лопух – листья и корни.
3. Занятия по ИЗО деятельности:
- «На лугу» - рисование
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в зимний сад.
- «Наш друг - подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения : большие, широкие зеленые листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
4. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений (зверобой, тысячелистник, мать – и – мачеха, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Лекарственные растения
Цель: в чем заключается ценность лекарственных растений, рассказать о влиянии и пользе целебных трав на здоровье человека, расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Мать – и – мачеха: очень ценное лекарственное растение. Листья ее сушат, заваривают, как чай, и пьют такой чай от кашля. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом - мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной, и станет тебе неуютно, холодно. Вот почему и назвали это растение мать - и –мачеха. Это растение многолетнее.
Тысячелистник: каждый лист тысячелистника, как перышко птицы, собран из многих небольших лепестков – пушинок. Таких листиков у одного растения действительно может быть целая тысяча. Вот и назвали это растение тысячелистник. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали еще в древние времена – так и лечили себя воины прямо на поле боя. За это тысячелистник называли «солдатской травой». В почете тысячелистник и у животноводов. Это любимая трава кроликов.
Подорожник: как многие наши полезные травы, имеет трава подорожника в себе лекарственные свойства. Умеет подорожник залечивать разные раны, помогает при ушибах, укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса листок подорожника, и боль скоро пройдет.
Зверобой: помогает эта трава от многих недугов. Целебные свойства зверобоя знали давным – давно жители степей – казахи. И называли это растение так : «джерабай», что означает целитель ран. Видимо, от казахов им русские люди научились лечиться зверобоем. Но казахское слово «джерабай» русские переделали на свой лад «зверобой». Вот и вся разгадка этого грозного имени. И сейчас зверобой ценится в медицине. Случится беда, обожжете где – нибудь руку - приложите к этому месту листик, или цветы зверобоя, и боль пройдет, а рана заживает.
Из целебных трав и цветов получают настои, отвары, сиропы, порошки, капли, мази от разных болезней. Лекарственные растения используют и при изготовлении зубных паст и лечебных кремов. Травы и цветы, собранные в лесу и в поле, долго не теряют лечебных свойств, если высушить хранить в темном сухом месте.
Одуванчик
Цели: воспитать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закрепить знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь ребенка. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: желтые, пушистые цветы, удлиненные, зубчатые, зеленые листья.
Материал: карточки с частями цветка.
Предварительная работа: беседы и занятия о лекарственных растениях. Наблюдения.
Ход занятия
Загадки об одуванчике:
Глазок золотой на солнце глядит,
А как солнце нахмурится,
Глазок прищурится. (Одуванчик)
На лугу у реки
Золотые огоньки,
Дождь заморосил,
Огоньки позалил. (Одуванчик)
Я шарик пушистый, белею в поле чистом.
А дунул ветерок – остался стебелек. (Одуванчик)
Беседа:
- Где растут одуванчики и как их можно узнать?
- Какой месяц можно считать временем одуванчика?
- Чем отличается одуванчик от других цветов?
- Чем полезен одуванчик?
- Придумайте сказку об одуванчике.
Изучение строения одуванчика:
Что изображено на карточках? (корень, стебель, соцветие, семена).
Определяем, что цветок состоит из корня, стебля, листьев, соцветия – желтого цвета, и вызревшего с семенами – белого, воздушного.
Составление рассказа «Путешествие семечки» :
Схематическое изображение. Семечка – вода, земля, тепло – росток; из ростка – стебель, листья, цветок. Цветок вызревает в семена, семечко – ветер, перенос семечка и повторение.
- Какие необходимы условия для переноса семечки?
- Какие условия необходимы для роста растения?
- «Одуванчик» - объемная аппликация.
Вывод.
Итог занятия:
- Какие вы знаете лекарственные растения?
- Почему нужно беречь и охранять их?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.