Дядярова Суркура Сергеевна
Экологический проект в подготовительной группе «Красавица Камчатка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №42 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Воспитатели:
С. С. Дядярова
.
Экологический проект «Красавица-Камчатка»
Тип проекта : информационно-познавательный.
Краткосрочный 2 недели.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Публикация «Экологический проект в подготовительной группе „Красавица Камчатка“» размещена в разделах
Цель проекта : формировать у детей основы экологических знаний, экологической культуры, бережное отношение к природе и всему окружающему. Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность проекта :
Тема проекта «Красавица – Камчатка», природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста выбрана нами не случайно. Наш край - Камчатка - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Задачи: Задачи проекта :
Обучающие:
Закрепить первоначальные знания детей об экологии;
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы, закреплять способы правильного взаимодействия с природой
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Участники проекта : Дети 6-7 лет, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края. Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей; создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Осуществление проекта проходило в три этапа:
I Этап
Подготовительный этап :
Организационно – подготовительный.
Определение темы, цели, задач проекта.
Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
Разработка тематического планирования мероприятий.
II Этап.
Практический:
Работа с детьми:
Беседы на темы:
1. Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в тундре и в водоемах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
2. Беседы на тему «Зимующие и перелетные птицы нашего края»
Наши пернатые друзья»
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений, классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их
3. «Кормушка».
Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.
4. Беседа на тему: «Что такое природа?»
Цель:
Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
5. Беседа: «Что такое тундра?»
Цель: Дать детям представление о важности тундры для живых объектов, для людей, о необходимости беречь тундру и сохранять её чистоту
6. Беседа: «Что такое вулканы, гейзеры»
Цель: дать детям первоначальные представления о вулканах и о гейзерах.
7. Беседа:«Чем отличаются и чем похожи животные и растения»
Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.
8. Беседа:«Ты - часть природы».
Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения, создавать нравственные основы личности.
9. Беседа о бережном отношении к природе.
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
10. Игра – викторина на тему: «Берегите нашу природу!».
Цель: уточнение знаний детей о значимости бережном отношении к природе и о роли человека. Расширение знания детей о природе и экологии. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения
Забавные загадки о фауне Камчатки. Автор Виктор Евдокимов
Дидактические игры:
Д. И. «Чей след?»
Цель: закреплять знания животные проживающих на Камчатке.
Д. и «Экологи»
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о природе.
Д. и «Природа и человек».
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Д. И: «Растения нашего края»
Цель: Закрепить знания о растениях Камчатки.
Д. И: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Д. И. «Птицы нашего края» Цель: закрепить знания детей о птицах проживающих на Камчатке
Д. И. «Животные нашего края». Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания
П. игра: «Поймай оленя». (игра малой подвижности)
Правило игры: Вы становитесь в круг, а я – в центр круга. В руках у меня – веревка. Я буду вращать веревку по кругу, а вы должны перепрыгивать. Пойманные «олени» выбывают из игры. Согрелись немного. Тогда дальше слушайте дальше!
• Народные игры коренных народностей Камчатки :
1. Перетяни палку.
2. Ты катись весёлый бубен.
(Ребята образовывают большой круг, ведущая с левой стороны круга отдаёт «Ленат» -корякский кокошник, с правой стороны круга – бубен. Звучит корякская мелодия, играющие передают друг другу ленат и бубен, и когда музыка обрывается то, тот у кого ленат – танцует, а у кого бубен – бубнит
• Физминутка: «К речке быстрой мы спустились».
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились
. Приезжайте в тундру к нам
К белым, тающим снегам
. Тундра щедро вас напоет
Стылой талою водой
Силой вас вода наполнит
Лёгкой силой молодой!
Чтение художественной литературы:
1. «Стишатки о Камчатке» автор: Людмила Поповская,
2. «Сказки села Эссо» автор: Елена Пешкова,
3. «Над Камчаткой -радуга». Игорь Чернявский,
4. «Забавные загадки о фауне Камчатки» Виктор Евдокимов,
5. «Камчатский этюд» Виктор Лихно,
6. «Морошка» автор: Огдо Аксенова,
7. «Приключения камчатского лососенка» Кирилл Алейников.
8. Чтение этельменской сказки : «Как Кутх ездил на горбушах»
9. Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой»
10. Чтение рассказов из книги: энциклопедия для дошкольников «Почемучка» (детское справочное бюро) :
«Что такое тундра»,
• Просмотр книги (альбома) «С любовью, мои Северяне» автор: Александр Клочников,
Рекомендации родителям: Книги: знакомство с природой родного края:
• «Тропа к гейзерам» автор: Михаил Жилин,
• «Камчатский природный парк Налычево» авторы: Владимир Зыков и Александр Петров,
• «Нерка. Реки Камчатки» автор: В. Ф. Бугаев.
• Знакомство детей с Красной книгой Камчатки- животные,
• С Красной книгой Камчатки – растения.
• Разучивание стихотворения
Камчатских авторов :
Виктора Лихно: «Подснежники»,
Татьяны Ефимомой:
• Загадывание загадок:
Сборник «Забавных загадок о фауне Камчатки»
Просмотр фотографий о Камчатке.
Просмотр видеофильма о природе Камчатки.
• Рассматривание иллюстраций учеников Камчатской художественной школы в книгах камчатских авторов.
• Настольно -дидактическая игра «Деревья», «Дикие животные»
Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
• Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
• Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Наблюдения на прогулках:
• За сезонными явлениями.
• За деревьями.
• За птицами.
• «Чьи следы?».
Труд в природе:
• Установка кормушек.
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
• Сбор природного материала для поделок (опавшие веточки)
Художественно – эстетическое развитие:
• Лепка обитателей морей и океана Камчатки «Сивуч».
Экспериментальная деятельность:
• Сравнение еловых и сосновых шишек.
• Сравнение веточек сосны и ели.
Творческая мастерская:
Оформление экологического панно :
• Тема: «Красавица – Камчатка». Природа нашего края. Поделка из соленого теста коллективная работа. Цель: Совершенствовать навыки работы с тестом. Развивать эстетический и художественный вкус. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца уметь работать сообща.
Индивидуальная работа: по мотивам ительменской сказки: «Как Кутх ездил на горбушах»
Рисование Тема: «Вулканы Камчатки» инд работа с Плиной Жога и Варей Горбачевой, «Подводный мир Камчатки»
Инд. Работа с Каримом Фахрутдиновым и Варей Сатушкиной
(использование нетрадиционной техники рисования – граттаж – процарапывание рисунка острым предметом на загрунтованном картоне)
Цель: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Методы и приё мы: игровой, словесный (беседа, наглядный, практический, метод дорисовывания.
Материал к занятию: листы картона А4 специально загрунтованного для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета. Затем картон покрывается слоем голубой (Синей) гуаши. После полного высыхания картон готов для выполнения рисунка).
Остро заточенные палочки или зубочистки (лучше использовать не пишущие стержни шариковых ручек, не вынимая их); иллюстрации морских обитателей.
знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество
Рисование с использованием нетрадиционной техники:
Тема: «Акватипия»- купание картин.
Цель: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Методы и приемы:
Следующий метод, который мы рассмотрели – это техника рисования красками и водой, метод водной печати, под названием «техника акватипии».
. Выберите с ребенком объект, который бы он хотел нарисовать. К примеру, предложите ему изобразить дом, дерево, собачку, гриб, цветок и т. д. А затем помогите перенести задумку на бумагу с помощью кисти и гуашевой краски. Постарайтесь, чтобы рисунок получился крупным. Немного подождите, пока краска высохнет, и затем покройте весь лист слоем черной туши. Далее опустите «картину» в ванночку с водой и дружно наблюдайте, как смываются краски. Отметим, что гуашь исчезает практически полностью, а тушь не до конца. В итоге вы получите необычный рисунок на черном фоне. Разумеется, плотность бумаги должны быть такой, чтобы картина не порвалась при контакте с водой. И приготовьтесь к тому, что ваше чадо непременно попросит незамедлительно повторить процедуру.
Индивидуальная работа: с Алисой Лякишевой, Артемом Баташовым и Виталиком Феоктистовым.
Рисование с использлванием нетрадиционной техники рисования «Кляксография с трубочкой» (средняя группа) «Подводный Камчатки»
Рисование в нетрадиционной технике (кляксография с трубочкой)
: «Подводный мир Камчатки».
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
Развивать навыки общения и речь, развивать познавательный интерес Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой).
Воспитывать интерес к природе и любовь к природеи красоте родного края.
Задачи:
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи кисточки.
Развивать чувство композиции. Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.
Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Развивать воображение, внимание, память и мышление. Развивать дыхательную систему.
Совершенствовать речь как средство общения. Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Активизация словаря: трубочка для коктейля. Обогащение словаря: кляксография. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Подводный мир Камчатки». Игры с водой и трубочкой для коктейля «морской бой» Выдувание воздуха через трубочку. Материал: альбомный лист, жидко разведенная гуашь вв стаканчиках, трубочка (соломинка для напитков).
Показ презентаций:
• «Природа нашего края».
• «Путешествие к водоемам Камчатского края.
• «Природа Камчатского края и ее особенности- вулканы, гейзеры».
• «Правила поведения на природе».
Взаимодействие с семьей:
Домашнее задание всем семьям воспитанников:
• Принять участие в акции: «Покормим птиц!», развесить рядом с домом или на даче ранее изготовленные кормушки или домики для птиц (скворечники) к акции «Двор птиц» и провести наблюдение за птицами.
Оформление фотовыставки «Природа Камчатского края».
Предложить семьям принести фотографии из семейного архива.
Найти и выучить стихи по желанию:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном родного края.
- о любимой птице родного края,
-о любимом растении родного края.
• Консультации для родителей на тему «Экологическое воспитание детей в семье».
• Консультация для родителей «Учите беречь и любить природу»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
3. Подведение итогов.
В заключении хочется сказать, что работая над проектом;
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
• В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
III Этап. Заключительный.
Оформление материалов проекта :
«Красавица-Камчатка»- она восьмое чудо света!
Выставка фотографий о природе Камчатки.
Выставка работ в раздевалке группы :
совместной деятельности воспитателя и детей группы,
Совместной деятельности детей и родителей: кормушек для птиц,
Выставка кормушек и их Фото,
Выставка рисунков: «Вулканы Камчатки» и «Подводный мир Камчатки» Использование нетрадиционной техники «Граттаж».
Выставка коллективного панно из соленого теста «Красавица – Камчатка»
Выставка макета. Коллективная работа : «Лежбище сивучей»
Выставка поделок из пластилина «Сивучи»
Выставка рисунков с использованием нетрадиционной техники «Аквапатия» (Купание картин,
Выставка рисунков вс использованием нетрадиционной техники «Кляксография с трубочкой»,
Фотовыставка «Природа Камчатского края»,
Выставка рисунков по мотивам этельменской сказки: «Как Кутх ездил на горбушах»
Оформление паспорта проекта.
Итогом проекта «Красавица - Камчатка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края. Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
Любить свой край, любить природу!
7. Заключение.
Считаем, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности дошкольников.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных. Любить свой край, любить природу!
• Подготовка презентации проекта.
«Красавица-Камчатка».
• Создание фотоколлажа о проделанной работе.
• Результаты проекта :
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.