Наталья Шнайдер
Экологический проект «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Вам и расскажут, и в книгах прочтё те:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
А. Гришин
Публикация «Экологический проект „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Актуальность: Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Без хлеба не обходится ни один приём пищи, хлеб сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ни чем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
В беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны тем, что к столу всегда получаем вкусный хлеб.
Смутными и не совсем ясными были представления детей о труде людей, выращивающих хлеб.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Цель: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.
Задачи:
• развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность;
• изучить историю возникновения хлеба;
• расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями;
• научиться месить тесто;
• испечь булку хлеба в хлебопечке.
Разработка проекта :
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план работы.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Подготовительный этап: февраль.
Практический этап: март.
Методы исследования:
• сбор информации (модель трёх вопросов);
• беседы;
• наблюдения;
• экскурсия;
• эксперимент;
• анализ.
Интегрируемые области:
• коммуникация;
• чтение художественной литературы;
• художественное творчество (лепка, рисование);
• познание;
• социализация.
Перспективное планирование:
Виды деятельности Формы и методы организации деятельности
Коммуникативная Беседы: «Как я ходил в магазин», «Из чего делают белый хлеб, а из чего чёрный?», «Как испечь хлеб дома?».
Чтение художественной литературы
сказки: «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»; белорусская сказка «Легкий хлеб»; белорусская сказка «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; В. Ремизов «Хлебный голос»; «Пшеница» Я. Аким; «Ломоть хлеба» Т. Шорыгина; Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; из книги «О растениях» Л. Кон; Я. Тайц «Все здесь»; загадки о хлебе; заклички «Дождик», «Солнышко, выгляни».
Художественное творчество (рисование, лепка) Рисование рисунков, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, лепка хлебобулочных изделий из пластилина.
Познание Наблюдения и рассматривание альбомов;
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
- просмотр видеоролика «Жатва». Знакомство с профессиями: пекарь, мукомол.
Социализация Сюжетно-ролевая игра: «Семья»;
«Магазин»
Дидактические игры:
-«Что сделано из муки?»
-«Что из какой муки испекли»
-«Что сначала, что потом»
-«А какой он, хлеб»
-«Что нужно для работы хлебороба»
-«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
-«Кому что нужно?»
Игры с мячом:
-«Подбери признак» (Хлеб : какой? Мука: какая)
-«Назови профессию»
Исследовательская деятельность Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка). Проращивание зёрен. Посадка зёрен в землю. Замешивание теста, выпечка хлеба в домашних условиях.
НОД «Откуда к нам приходит хлеб»; составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»; «Кем бы ты хотел стать» (профессии хлебороба, пекаря)
рисование: техника села
аппликация: сбор урожая
лепка: хлебобулочные изделия.
Этапы работы над проектом
Поисковый. Уточнение представлений у детей о хлебе. Диагностика детей по теме. Знакомство с новыми словами.
Модель трё х вопросов:
1. Что мы знаем о хлебе?
2. Что мы хотим знать о хлебе?
3. Где мы можем узнать?
Практический. Расширить первоначальные представления детей. Накопление новых знаний о хлебе посредством наблюдений, опытно – экспериментальной деятельности, организованной системой НОД, игр и различных бесед. Учить анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Беседы: «Как я ходил в магазин», «Из чего делают белый хлеб, а из чего чёрный?», «Как испечь хлеб дома?».
-Наблюдения и рассматривание альбомов;
-подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
-просмотр видеоролика «Жатва»;
- совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе :
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли и хлеб не естся.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без соли стол кривой.
Без хлеба всё приестся.
Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
Без хлеба и у воды жить худо.
- взаимодействие с родителями.
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Откуда хлеб пришел»
Цели и задачи:
• расширять и обогащать знания детей о хлебе, его изготовлении и процессе выращивания;
• воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение произведений о хлебе, с пословицами и поговорками, беседы.
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас совершать путешествие. А куда, вы догадаетесь сами. Сначала отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкуснее и полезней нет.
Дети: Это хлеб.
Воспитатель: Так что за путешествие ждет нас, если говорить будем о хлебе?
Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.
Воспитатель: Сегодня мы с вами и поговорим о хлебе, и как он необходим людям.
- «Хлеб – всему голова» - говорят у нас в народе. - Почему это так? Потому что человек может обойтись без многих вещей, а без хлеба жить не сможет.
- Вы, наверное, сейчас сидите и думаете, что хлеб можно легко купить в магазине.
-Многие из вас и не знают, чтобы вырастить хлеб, требуется огромного труда.
- Путь этот долог: от зернышка до каравая. Какое стихотворение мы выучили и сейчас хором расскажем.
Дети:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют
Пашут каждую весну,
Подымают целину.
Сеют, жнут, ночей не спят…
С детства знай, как хлеб растят.
(П. Качанов)
Воспитатель помещает на магнитную доску плакат с сельскохозяйственной техникой или показывает слайды.
Воспитатель:- Где растёт хлеб? (в поле)
-Что делают люди в поле на тракторе?
Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.
Воспитатель: Кто управляет трактором?
Зачем нужны людям в поле сеялки?
Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.
Воспитатель: Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?
Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.
Воспитатель: И сеять надо правильно, по науке, в ладу с природой, не зря в народе говорят: «Каждому семени своё время». Дети, что это за букет у меня в руках?
Дети: Букет из разных колосков.
Воспитатель: Правильно вы заметили, колоски разные: это – рожь, это – пшеница, а это – овес. Колоски сухие, еще какие?
Дети: Желтые, колючие, золотистые.
Воспитатель: Что за машина помогает убрать хлеб с поля?
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Вспомните сказку «Колосок» про Петушка и мышек Круть и Верть. Что Петушок с колоском сделал?
Дети: Унес на мельницу.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Сначала зернышки получить, а потом из зернышек – муку.
Воспитатель: Вот посмотрите, у меня в чашечках зерно и мука. Можно потрогать. Какое зерно? А мука?
Дети: Зерно твердое, а мука мягкая.
Воспитатель: Получили муку, что дальше нужно делать?
Дети: Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел» : сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ.
Физминутка
Бабочка божьей коровке звонила:
(дети машут руками, набирают указательным пальцем номер, берут трубку)
«Тесто с утра я уже замесила, (изображают замес теста)
В гости приди. Поболтаем часок, (делают пригласительные движения руками, одной рукой показывают на рот)
Вкусный с капустою будет пирог, (складывают ладони как пирожок)
Чаю с нектаром попьем, (делают из кисти «кольцо» и подносят ко рту)
Песни душевные вместе споем» (делают из обеих кистей «кольца», сжимают и разжимают их).
Воспитатель: Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Загадки:
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
Итог занятия
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
-Послушайте стихотворение: Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Домашнее задание: детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе.