Татьяна Беркутова
Экологический проект «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: ознакомление с окружающим, формирование естественно - научных представлений.
Вид проекта : практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий.
Актуальность проекта. В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Необходимо помнить, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического образования – это необходимость, которую осознали не только специалисты, но и значительная часть населения земли. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики.
Публикация «Экологический проект „Друзья природы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Экологический проект «Друзья природы» характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых.
Содержание проекта условно объединяется вокруг трех основных направлений: биоэкологи, социальной и прикладной экологии, что обеспечивает сочетание интеллектуального, эмоционального и действенного компонентов развития дошкольников.
Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях. В период проведения проекта осуществлялось сотрудничество с общеобразовательной школой № 37, библиотекой № 3, поликлиникой № 3.
Цель проекта : формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Задачи:
1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей.
2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.
3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры.
4. Мониторинг уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования.
5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОУ – школа (начальное звено).
Проект состоит из трех относительно самостоятельных блоков – экологический марафон детей, педагогов и родителей.
Блок 1. Работа с детьми.
Реализуется через организацию различных видов деятельности (игры, занятия, развлечения, экскурсии, прогулки и т. д.).
Блок 2. Работа с педагогами.
Предполагает организацию активных форм работы с педагогическим коллективом. Основная цель – тренировка мыслительных операций. Данная цель стимулирует педагогов к выбору наиболее эффективных приемов формирования у детей основ экологических знаний.
Блок 3. Работа с родителями.
Цель: обеспечить взаимодействие в блоке «ДОУ – семья», стимулировать творческую активность родителей.
Реализация цели достигается в атмосфере доброжелательности, заинтересованности идеей каждого родителя, поддержки творческих усилий семьи.
Участники – партнеры проекта :
Дети,
Родители;
Педагоги;
Общеобразовательная школа № 37;
МУЗ «Городская поликлиника № 3» (медсестра, врач-педиатр);
Детская библиотека Филиал № 3.
Возраст участников проекта :
Старший дошкольный возраст.
Продолжительность проекта : долгосрочный (годовой).
Основные формы реализации проекта :
- Мониторинг, анкетирование детей, родителей, педагогов.
- Выставка рисунков детей.
- Родительское собрание.
- Консультации специалистов.
- Инсценировки, развлечения, праздники.
- Выставка работ детей и педагогов.
- Выставка пособий из бросового материала (дети, родители, педагоги).
- Неделя открытых дверей.
- Выпуск экологических газет.
- Походы, экскурсии.
- Занятия.
- Оснащение предметно-развивающей среды.
Предполагаемый результат:
Образовательные: Закрепить у всех участников проекта правила охраны природы.
- Участие каждого в природоохранительных мероприятиях.
Воспитательные:
- Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- выработка навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Развивающие:
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Продукт проектной деятельности :
- материалы по анкетированию и тестированию детей, родителей, педагогов;
- картотека дидактических игр по экологическому воспитанию;
- картотека художественной литературы, периодических изданий, статей по экологическому воспитанию;
- выпуск экологических газет;
- природоохранительная акция;
- праздник;
- игры;
- серия иллюстраций;
- экологическая игра;
- родительское собрание;
- альбом детских рисунков «Правила поведения в лесу»;
- конспекты экскурсий;
- материалы по консультированию.