Апалонова Наталья
Экологический проект «Дом под крышей голубой»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №935» (здание 4)
Проектная деятельность в соответствии с ФГОС
(по экологии)
«Дом под крышей голубой»
(подготовительная группа)
Подготовила и провела: Апалонова Н. Н.
Москва 2016г-2017г
Актуальность
На современном этапе формирование экологического сознания и созидательного отношения к природе
Публикация «Экологический проект „Дом под крышей голубой“» размещена в разделах
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение данного вопроса в системе непрерывного образования начинается с дошкольного возраста.
Экологическое воспитание и пропаганда созидательного отношения к природе, природоохранная деятельность дошкольных учреждений - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Всё это можно рассматривать как процесс формирования эмоционально-положительного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, который проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Созидательное отношение к природе строится на понимании связи мира природы с внешними условиями, осознании специфики созидательной деятельности в природе, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека, понимания изначальной красоты явления природы.
Задача моего проекта - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений, ЖИВОТНОГО МИРА, ПТИЦ- понимание необходимости защиты окружающей среды.
Цель:
• Дать детям знания о живой и неживой природе зимой.
• Учить детей устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
Задачи проекта :
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Уточнять и расширять знания детей об образе жизни животных зимой.
• Расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, приспособлении их к зимним условиям жизни.
• Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.
• Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными, птицами и растениями.
Тип проекта : практико-ориентированный, игровой.
По содержанию: ребёнок и природа.
Участники проекта : дети – педагог – родители.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей: 6-7лет
Продолжительность: долгосрочный
Период выполнения: 3 месяца (декабрь, январь, февраль)
Растительный и животный мир-декабрь
Птицы нашего края--январь
Воздух и вода-февраль
Этапы проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
– Создание условий. Подбор оборудования и материала Мотивация детей к пониманию целостности, ценности к окружающему. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности. Беседа с детьми о том, что будем делать в рамках проекта. Деятельность детей. Возникновения интереса к окружающему миру природы. Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности. Проявление познавательного интереса Рассматривание иллюстраций и картин. Деятельность педагога. Мотивация детей к познавательной деятельности. Активизация внимания детей посредством включения их в познавательную деятельность.
– ознакомление детей с художественной
литературой
– проведение бесед;
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
проведение занятий;
проведение мероприятия;
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
рисование с детьми на … тематику;
– анализ результатов проекта. Деятельность педагога. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности. Помощь в формирование выводов. Подведение итогов. Деятельность детей. Выставки работ. Коллективные работы. Праздничные мероприятия.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут :
1. Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
2. Осознанно и правильно относиться к растениям, животным, птицам (к живой и неживой природе)
3. Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
4. У детей повысятся интересы через различные виды деятельности.
5. Также появиться интерес у родителей к данному проекту, кругозор экологических знаний расширится.
6. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника по средством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
7. Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
8. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки с формированности у них ценностных ориентаций.
9. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, пособия)
Используемая литература:
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» : Учебное пособие. – М. Просвещение, 20000
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. -
Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011) .
«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. Голицына Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет» : Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006г
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду.
Старшая группа» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с.
«Энциклопедия для малышей в сказках» (Все, что ваш ребенок должен узнать до школы) Елена Ульева, - М: Суфлер; Ростов н/ Д: Феникс 2013г
«Большая книга обо всем на свете»(энциклопедия для самых маленьких ; «Планета детства», г Москва, ООО «Издательство Астрель»
Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы». Старший дошкольный возраст. Учебно - методическое пособие. – М., Центр педагогического образования,
План реализации проекта на декабрь 2017г.
Живая природа
Познавательное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: С веточками.
Цель: обогощать знания етей о животворном свойстве воды.
Эксперимент с образцами древесины.
Цель: Узнать с помощью лупы по срезу стволоа дерева сколько ему лет.
Занятие- викторина «Мы друзья природы»
• Совместная деятельность с родителями:
Оформление выставки «Такие разные деревья»
Цель: Вызвать желание и интерес родителе в оформлении выставки.
Развивать умение распознавать следы животных.
• Самостоятельная деятельность детей:
Работа с гербарием.
Рассматривание листьев, плодов, семян различных деревьев.
С/р игры «Путешествие в лес», «Магазин семян».
Настольные игры: Лото (животные, растения)
Речевое развитие
• Совместная деятельность с воспитателем:
Чтение: «Зелёная страна» Е. Серова, «Мудрость дерева» А. Лопатина, «зайчья лапа» К. Паустовского, «Барсучий нос» К. Паустовского.
• Совместная деятедьность с родителями:
Заучивание загадок, скороговорок о деревьях и животных.
• Самостоятельная деятельность детей:
Сочиняем сказку : «Про деревья», «Сказка про ёлочку», «Сказка о красавице берёзе».
Социально-коммуникативное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: Деревья нашего края, нашего участка – беседа.
Дид. игра «Домик для листьев», «Деревья и кустарники», «Найди дерево по описанию».
Занятие – викторина «Безопасный Новый год».
• Совместная деятельность с родителями: Оформить генеалогическое дерево.
• Самостоятельная деятельность детей: Труд в природе (укутывание снегом корни деревьев). Стряхивание снега с веток деревьев.
Художественно – эстетическое развитие:
• Совместная деятельность с воспитателем: рисование «Ёлочка – красавица», аппликация «Деревья зимой».
• Совместная деятельность с родителями: «Ёлочка- зелёная иголочка» - семейная акция.
Цель: помочь осознать детям и взрослым, что чудо –ёлку, можно создать своими руками, сохраняя тем самым жизнь зелёной красавицы.
• Самостоятельная деятельность детей: рисование «Пушистое животное».
Физкультурное развитие:
• Совместная деятельность с воспитателем: П/и «След в след»
• Совместная деятельность с родителями: имитировать движения животных.
• Самостоятельная деятельность детей: П/и «Хитрая лиса», «Собака и воробьи».
План реализации проекта на январь 2017г.
Живая природа
Познавательное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем:
Беседа – «О зимующих птицах»
Просмотр видеофильма: «Зимующие птицы»
Экспериментирование: Исследование птичьего пера.
Рассматривание птичьих следов.
• Совместная деятельность с родителями
Наблюдение за птицами. Приметы.
Учить различать следы птиц.
• Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание иллюстраций: «Птицы», Аппликация: «Красногрудый снегирь».
Речевое развитие
• Совместная деятельность с воспитателем:
Разучивание стихотворения «Снежок порхает кружится», чтение Т. Евдошеннко «Берегите птиц».
• Совместная деятельность с родителями: разучивание загадок про птиц, рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах.
• Самостоятельная деятельность детей: закрепление физкультминутки «Скачет шустрая синичка»
Художесвенно _ эстетическое развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: рисование «Снегирь на ветки», Чтение: Т. Евдошенко «Берегите птиц»
• Совместная деятельность с родителями: Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать правила. Какие? – закрепить. Развлечение: «Синичкин календарь»
• Самостоятельная деятельность: Конструирование: «Голубь», «Сказочная птица» - рисование.
Социально – коммуникативное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой. мы не увидим» Изготовление пряников для птиц.
• Совместная деятельность с родителями: Изготовление кормушек для птиц.
• Самостоятельная деятельность: Приготовление корма для птиц. Дидактическая игра: «Сосчитай птиц.
Физкультурное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: П/игра «Птички в гнёздышках». Зимний досуг «Зимушка – зима»
• Совместная деятельность с родителями: Развивать умения имитировать птиц.
• Самостоятельная деятельность: Подвижная игра: «Совушка - сова»
План реализации проекта на февраль 2017г.
Неживая природа
Познавательное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: беседа «Вода и её свойства», опыты «Снег-это вода, пар-это вода, лёд-это вода, вода окрашивается».
• Совместная деятельность с родителями: понаблюдать с ребёнком за испарение воды во время кипения в кастрюле, превращение воды в лёд (замораживание) и превращение льда в воду (таяние льда).
• Самостоятельная деятельность детей: рассматривание ниг с водоёмами и их обитателями.
Речевое развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: чтение стихотворений К. Бальмонта «Росинка», Токмакова «Ручеёк», словесная игра «Путешествие капельки».
• Совместная деятельность с родителями: пословицы, загадки, стихи о воде.
• Самостоятельная деятельность детей: закрепление физкультминутки «Рыбки плавают, ныряют».
Социально-коммуникативное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: «Капля, лёд и пар – вода, это будем знать всегда», Изготовление разноцветных льдинок, д. и. «Какая бывает вода».
• Совместная деятельность с родителями: проблемная ситуация «Грязная вода», сооружение построек, украшение участка разноцветными льдинками.
• Самостоятельная деятельность детей: полив комнатных растений очищенной водой, настольные игры «Выложи облако», «Собери картинку».
Художественно-эстетическое развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: составить портрет воды, используя краски, гуашь, фломастеры, цветную бумагу, клей; рисование «Снежинка», «Морозные узоры на окнах».
• Совместная деятельность с родителями: составление модели «Круговорот воды в природе», развлечение «Природа наш общий дом».
• Самостоятельная деятельность детей: «Раскрась водой», лепка, рисование по замыслу.
Физкультурное развитие
• Совместная деятельность с воспитателем: «Рыбаки и рыбки», «Земля, воздух и вода».
• Совместная деятельность с родителями: полить водой дорожку для скольжения.
• Самостоятельная деятельность детей: м. п. игра «Море волнуется».