Эркенова Зуля
Долгосрочный информационно-творческий экологический проект в средней группе «Мы друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект (долгосрочный, информационно - творческий)в средней группе «Непоседы» .
Образовательная область: Познавательное и художественно эстетическое развитие
Тема: «Мы друзья природы»
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
В. Берестов
Публикация «Долгосрочный информационно-творческий экологический проект в средней группе „Мы друзья природы“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы : загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Проблемы экологии сегодня в числе первых забот жителей земли. Защита и оздоровление окружающей среды – долг каждого человека, где бы он ни жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов, акций, мероприятий представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.
В стране проводятся мероприятия, нацеленные на привлечение внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Прежде чем научить защищать и беречь окружающую природу, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.
Экологическое образование подрастающего поколения - актуальная задача детского сада. В основах экологического воспитания дошкольников указывается на необходимость максимально использовать данный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования педагоги ДОУ считают организацию развивающей предметной среды.
В нашем детском саду экологическая развивающая среда организована в каждой возрастной группе – это уголки природы, которые включают в себя: комнатные растения, дневники наблюдений за ростом и развитием комнатных растений, огород на окне, уголок экспериментальной деятельности, календарь погоды, дидактические игры, папки: времена года, дикие, домашние животные, птицы, деревья и кустарники, цветы и др.
Проект познавательно - исследовательский «Мы друзья природы» направлен на обеспечение благоприятных условий для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Достигнуть высокие результаты в социально – нравственном развитии детей. Поможет в воспитании у детей трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать. Так же формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом.
Данный проект предоставит детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Реализация данного проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект предназначен для детей, родителей и воспитателей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.
Программное содержание:
1. Разработать систему мероприятий по подготовке к реализации проекта;
2. Формирование экологического мировоззрения у дошкольников, повышения их экологической культуры через различные виды деятельности, через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов;
3. Пополнить методические материалы в группе новыми материалами по экологии.
4. Привлечь внимания взрослых к проблеме экологического воспитания детей.
5. Повышать компетентность педагогов в формировании основ нравственно-экологической позиции дошкольников и их родителей, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту;
6. Повышать компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Актуальность проекта
Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума». Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Поэтому совместная работа воспитателей и родителей по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить эту задачу. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков у дошкольника. Практическое применение стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении.
Объект проекта : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.
Предмет проекта : развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения.
Цель проекта : Развивать экологическую культуру детей и родителей; формировать чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
2. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
3. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
4. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
5. Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты.
6. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
7. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
8. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Время выполнения: 1 год
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Необходимые материалы:
1. Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям.
2. Уголок природы в группе
3. Уголок экспериментирования
4. Наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды, лэпбуки.
5. Огород на территории ДОУ.
6. Огород на окне.
7. Литература с иллюстрациями для детей по теме проекта
8. Фотоаппарат
9. Магнитофон
10. Ноутбук
11. Мультимедийная установка, экран
12. Материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)
Предполагаемый продукт проекта :
1. Оформление выставки для родителей по темам: «Морские обитатели», «Скворечник для птиц», «Кошки», «Весенние цветы», «Осень - в гости просим!», «Зимняя фантазия».
2. Коллективная работа детей «Букет на юбилей нашему детскому саду».
3. Интернет конкурсы: коллективная работа группы «Весенние цветы - подснежники», «Осенняя фантазия», «Лиса в Новый год» (результаты – дипломы и сертификаты).
4. Участие в выставке детско-родительских работ по теме: «Зимующие птицы», картины в формате 3D.
5. Коллективная работа: оформление «Красной книги» для группы.
6. Оформление фото-стенда для родителей по разным видам деятельности педагога с детьми во время проведения проекта.
7. Пополнение наглядно - дидактического материала группы.
8. Пополнение копилки дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
9. Пополнение картотеки презентаций по теме проекта.
10. Оформление уголка природы в группе и его пополнение.
11. Приобретение новых комнатных растений для группы.
12. Изготовление кормушки для птиц на прогулочном участке группы.
Список литературы:
1. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное
пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
2. Николаева С. Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005
3. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. -
Волгоград: Учитель, 2011
4. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. :
Педагогическое общество России, 2003.
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М. ,
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение»
2002.
7. Картушина М. Ю. «Зелёный уголок здоровья» Москва «Просвещение»
2005г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» М. ,2010г.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: М. «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014
10. 10. Рыжова Н. А. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» : М. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
Интернет ресурсы: сайты:
https://www.kemcdod.ru/pedagog-pedagogu/goshkina.pdf
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/24/vsemirnyy-den-zhivotnykh
https://cicon.ru/kk-moskovskoiobl.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/09/sayty-dlya-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya
https://www.maam.ru
https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/sajt-dlya-vospitatelej-detskogo-sada-planeta-detstva.html
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
• обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
• составление перспективного плана.
• изучение и подбор методической литературы.
• определение методов:
- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- работа кружка «Оригами» по теме;
- беседы;
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
- экскурсии по территории детского сада, поход в огород;
- игры;
- просмотр презентаций;
- трудовая деятельность детей;
- опытно-исследовательская деятельность;
- экологические викторины;
- работа с родителями.
- просмотр видеофильмов и мультфильмов;
• подбор наглядно-дидактического материала: «Животные», «Птицы», «Растения», «Насекомые», «Времена года», «Явления природы».
• создание развивающей среды :
- сбор и изготовление информационного материала (метод. литература, презентации, дидактические игры, фото и т д. ,
- изготовление аксессуаров для занятий и сюжетно-ролевых игр, мероприятий.
оформление уголка природы;
- оформление книжного уголка в соответствии с темой;
- наборы игрушек «Животные», «Птицы»;
- настольно-печатные игры;
- макеты «Животные нашего леса», «Журавлиная родина»;
- плакаты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- дополнение картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных, театрализованных игр;
- подбор детской художественной литературы по теме;
- пополнение картотеки стихотворение, загадок и художественной литературы по экологии;
- разведение комнатных растений в группе.
• информационная работа с родителями (знакомство с проектом, определение роли родителей в групповых мероприятиях).
• разработка и оформление лепбуков по теме: «Животные и птицы средней полосы России», «Времена год», «Насекомые», «Что, где, растет?».
Основной этап
• Работа по перспективному плану каждой группы :
Тематические беседы, занятия, праздники, досуги, знакомство с художественной литературой, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация презентаций по теме, дидактические игры, групповые выставки, семейные фотогазеты, мини-альбомы «Природа родного края.», «Чудеса природы», рисунки, поделки; оформление центров природы и экспериментирования в группах; оформление площадок и клумб, работа с родителями:
• просмотр презентаций
Заключительный этап
1. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов;
2. Открытое занятие для педагогов ДОУ «Обитатели Красной книги».
3. Выставки рисунков, поделок для родителей по теме: «Обитатели морей», «Построим скворечник для птиц», «Кошки», «Весенние цветы», «Осень - в гости просим!», «Зимняя фантазия».
4. Подборка художественно-публицистической литературы по теме;
5. Презентации, дидактические игры, лепбуки;
6. Спортивный экологический праздник «Мы – друзья природы»;
7. Дипломы и сертификаты участникам интернет конкурсов;
8. Материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);
9. Благодарности активным родителям за участие в проекте;
10. Оформление фото-стенда для родителей по проведенному проекту.
11. Новогодний утренник «В поисках Деда Мороза».
Результат проекта :
Дети:
• Проявляют интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
• Проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
• Проявляют бережное отношение к природе.
• У детей сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Дети научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
• Сформировалось представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы
• Развился интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним
• Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей.
Родители:
• Активное участие в проекте.
• Повышение экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Выводы:
Если в детском саду будут обеспечены благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.