Наталья Василенко
Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Птицы в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Птицы в зимний период».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1373».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Наименование проекта. Тема:«Птицы в зимний период».
Основные разработчики проекта: воспитатель первой квалификационной категории: Василенко Наталья Николаевна.
Публикация «Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста „Птицы в зимний период“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь.
Задачи:
- пополнить предметно-развивающую среду;
- формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах, имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги, но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания;
-расширить знания детей о зимующих птицах,
-учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами;
-познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц;
-привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой;
-развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц;
Тип проекта: краткосрочный, информационно-познавательный.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность в виде игр-занятий; рассматривание иллюстраций, художественных картин; слайд-шоу; чтение художественной литературы; дидактические и развивающие игры; подвижные игры; наблюдения; опытно исследовательская деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность; труд в природе.
Продолжительность: декабрь-февраль (зимний период)
Участники: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ресурсное обеспечение: энциклопедическая, детская и методическая литература, фотографии, художественные картины, иллюстрации, настольно-печатные игры; дидактические игры в группе, технические средства обучения музыкального, спортивного залов.
Проблема проекта: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей среднего возраста.
Новизна проекта. Инновация проекта заключается в совершенствовании системы экологического воспитания детей 4-5 лет.
Новизна проекта заключается в том, что экологическое воспитание дошкольников осуществляется на доступном материале через непосредственное взаимодействие детей с природой, познанием того, кто живёт рядом с ними.
Оригинальность проекта обусловлена обновлением воспитательного процесса посредством активного вовлечения детей в ежедневную исследовательскую и практическую деятельность, участие родителей в реализации проектной деятельности, направленной на экологическое воспитание детей 4-5 лет.
Ожидаемые результаты:
расширение кругозора детей о зимующих птицах;
проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);
воспитание у детей сострадания и любви.
Конечные результаты:
расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются);
развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;
у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки;
воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Птицы в зимний период» выбрана не случайно. Птицы одно из тех живых существ, которые играют особенную, выдающуюся роль в нашей жизни. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Это позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими рядом с нами, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный
Организация проектной деятельности.
1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
1.1.«Зачем нужно кормить птиц зимой?» На основе беседы, сформировать и расширить познания о значимости поддержки птиц в зимнее время.
Прикармливая птичек зимой, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Зима – трудное время для птиц. Им страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. Из 10 синиц к весне выживают всего две. Но особенно трудно приходится птицам, когда оттепели чередуются с морозами и все вокруг покрывается ледяной коркой. И сидят по карнизам домов, распушив свои перышки, воробьи, ближе к жилищу человека подбираются и синички, и чижи. Потому что иначе им не выжить.
Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо подкармливать их в течение зимы.
1.2. «Птицы, зимующие в Москве».
В Москве по соседству с человеком обитают, самые заметные соседи - это птицы. Они попадаются на глаза ежедневно в течении круглого года. С некоторыми из них, а точнее с зимующими, мы сегодня познакомимся. Узнать, какие птицы, не улетают от нас зимой.
1. Домовый воробей.
В самом центре города, даже в тех районах, где совсем нет зелени, а всё заполнено бетоном и асфальтом, где, кажется, все признаки дикой природы полностью уничтожены, можно встретить этих птиц. В Москве домовые воробьи встречаются даже под землёй, поселяясь на некоторых станциях метро. Домовых воробьёв можно часто встретить у птичьих кормушек, на балконах, возле мусорных ящиков и помоек. В тёплые сезоны года они питаются также насекомыми и паучками.
2. Большая синица. Очень ловкая и подвижная птичка.
У большой синицы ярко-жёлтая грудка и живот поделён пополам широкой чёрной полосой. Они не улетают на зимовку в тёплые края, поэтому увидеть их можно в любое время года. Гнёзда они обычно устраивают в дуплах деревьев.
3. Сизый голубь. Голубь не просто зимующая птица, а «привязанная»
к месту рождения. Живут сизые голуби зачастую на крышах наших домов. Голуби умеют красиво ворковать, а ещё считаются символами любви и мира.
4. Серая ворона. Ворона крупная птица. Большая часть её тела серая.
А голова, горло, крылья и хвост чёрные. В еде птицы неприхотливы, кушают и зерна, и овощи, и хлеб, часто разоряют гнезда других птиц.
5. Сорока. В народе её называют белобока.
Яркая чёрно-белая окраска и длинный, с зеленоватым отливом хвост позволяют легко узнать эту птицу. К тому же она обычно громка стрекочет.
1.3. Выяснить, какие виды корма можно использовать для зимней подкормки птиц.
Для зимней подкормки птиц можно использовать:
1. Просо, овес, пшеница, кукурузные зёрна.
2. Семена подсолнечника не жареные).
3. Сало, мясо (несолёное).
4. Семена ясеня и клена.
5. Сушеная рябина и боярышник
6. Шишки, желуди, орехи.
7. Семена дыни, арбуза, тыквы, кабачков, свеклы, подорожника
8. Яблоки
1.4. Обсудить правила подкормки птиц.
Кормление птиц дело не только важное, но и ответственное. Неправильно подкармливая птиц, человек может им навредить, а закармливая, даже убить. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, солёные, жареные, кислые продукты, также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Такая еда ядовита. Даже если отравление и не приведёт к быстрой гибели птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет. Опасен для птиц и чёрный хлеб, который приводит к завороту кишок.
Корма в кормушке должно быть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. При кормлении, птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке они лишь часть необходимой пищи получают от человека, и вынуждены остальную часть своего рациона находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен
Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянном наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу.
А рацион птиц должен быть разнообразным. Однообразный рацион для пернатых вреден. Сами птицы не понимают опасности одностороннего питания и даже при наличии выбора разных кормов в кормушке предпочитают поедать только семечки, как наиболее питательный вид корма. Переизбыток жиров приводит к заболеванию печени и скорой гибели птицы. Получается, что вместо пользы мы можем нанести птицам непоправимый вред.
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки, утром или утром и вечером в одно и то же время. Если строго придерживаться, то птицы быстро привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное время отправятся искать пропитание в других местах.
Во время подкормки нельзя сорить, оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т. д. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни
1.5. Правила изготовления и размещения кормушек.
Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Но обязательное условие – защита корма в них от ветра, снега, дождя. Значит, сверху у кормушки надо сделать широкую крышку, а по периметру основания – бортики. Ведь наша цель — подкормить прежде всего маленьких птиц, которые зимой в городе наиболее уязвимы.
Чем больше площадь кормушки и чем удобнее брать из нее корм небольшим птичкам — тем большее число пернатых удастся накормить.
Смастерить кормушку для птиц своими руками можно также из дерева, фанеры, пластиковых бутылок, пакетов из-под молока, соков и круп, из тыквы, из пустых кокосов, старых автомобильных фар и прочих подручных материалов.
Вешать кормушку лучше на южной стороне, чтобы замерзший корм в солнечные дни быстрее оттаивал.
Кормушка должна располагаться достаточно высоко от земли (не ниже 1,5 метра, чтобы до нее не смогли добраться грызуны.
И еще. Если вы начали подкармливать птиц, и они стали регулярно к вам прилетать, не оставляйте это занятие до наступления весны. Не забывайте своевременно подсыпать зернышек и крошек. Ведь птицы уже привыкли к вашей кормушке, многие из них специально поселились неподалеку, и теперь они на вас надеются.
2 этап. Практическая деятельность по реализации проекта.
2.1. Познавательно-исследовательская деятельность.
Активизировать знания детей о зимующих птицах. С этой целью дети рассматривали иллюстрации, художественные картины. На прогулке проводилось наблюдение за птицами, которые прилетают на территорию детского учреждения к кормушкам. Совместно с родителями собирались сведения о птицах.
Изготовление и размещение кормушек на территории детского учреждения (изготовление родителями кормушек из различных материалов).
2.2. Образовательная область «Речевое развитие»
В ходе игровых ситуаций «Встречи учёных-орнитологов», дети выясняют «Какие птицы зимуют в Москве?», «Чем можно подкармливать птиц зимой?», «Правила подкормки птиц», «Правила изготовления и размещения кормушек», «Какие птицы прилетали к кормушкам?», «Любимые лакомства птиц».
Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
Дети совместно с педагогом и дома с родителями, составлялись описательные рассказы о пернатых зимующих друзьях, разгадывались загадки.
Чтение художественной литературы. К. Д. Ушинский «Дятел»; А. Н. Стрижева «Птицы зимой»; А. Я. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Я. Маршак «Где обедал воробей?», В. А. Сухомлинский «О чём плачет синичка?», М. Горький «Воробышек», В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова.
Составление рассказа по картине «У кормушки».
Отгадывание загадок, чтение стихотворений, обсуждение пословиц и поговорок, речевые игры, словесные игры. 2.3. Образовательная область «Познание»
Дидактическая игры: «Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру», «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покажи и назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?», «Сложи птицу» (разрезные картинки, «Угадай птицу по описанию», «Меню птиц», «Сосчитай птиц».
2.4. Образовательная область «Художественное творчество».
1. Рисование. Тема:«Красивая птичка». Цель: учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная,частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. 2. Аппликация. Тема:«Воробушки ищут корм». Цель: учить составлять изображения воробушка из частей, упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов, в разрезании круга по прямой, предварительно сложив его пополам. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к птицам.
3. Лепка. Тема:«Воробушки на кормушке»(коллективная). Цель: Сформировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года. 4. Рисование (сухая кисть). Тема:«Снегири на ветке рябины». Цель: учить детей рисовать фигуру снегиря, несложным конструктивным способом.
5. Лего-конструирование «Мастерим кормушку».
2.5. Образовательная область «Физическая культура»
Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Совушка», «Найди пару», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».
2.6. Образовательная область «Социально – коммуникативная»
Работа с родителями
Работа с родителями является неотъемлемой частью данного проекта и представлена следующим образом:
экологическое просвещение;
рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах;
приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы;
организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами»;
рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц);
подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.).
привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)
Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц».
3. Заключительный этап проекта.
Форма отчета по проекту: итоговое занятие по познавательному развитию «Как птицы живут зимой?»
Заключение
Создание развивающей экологической среды в группе и на участке - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни птиц. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о пернатых друзьях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
Приложение 1
Конспект итогового занятия «Зимующие птицы».
Программное содержание:
1. Уточнить представление детей о зимующих птицах.
2. Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.
3. Добиваться полных ответов от детей.
4. Способствовать развитию слухового восприятия, логического мышления.
5. Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.
Предшествующая работа воспитателя: наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок. Чтение рассказов о птицах. Зимой ежедневно на прогулке подкармливать птиц, весной наблюдать за скворечником.
Последовательный ход занятия:
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Воспитатель: «Ребята, чьи голоса, мы сейчас слышны?».
Дети: звучат голоса птиц.
Воспитатель: Правильно, это птички поют. Молодцы ребята! Сегодня я вам расскажу про птиц, а точнее о зимующих птицах. С приходом осени, многие птицы улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Соловьи, скворцы, грачи, ласточки, журавли и т. д.
Воспитатель: Почему они не остаются зимовать?
Дети: Потому что исчезают насекомые, которыми они питаются - вот и летят они туда, где есть корм, в тёплые края.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети: Воробьи, синички, голуби, вороны, дятлы, сороки и т. д.
(По мере называния выставляю иллюстрации зимующих птиц)
Воспитатель: Почему эти птицы не улетают?
Дети: Потому, что зимой у них есть, чем питаться: семена трав, деревьев, почки, насекомыми и личинками, которые уснули в коре деревьев.
Воспитатель: Всегда ли им можно найти корм?
Дети: Не всегда, трудно, когда всё занесёт снегом.
Воспитатель: Как же им помочь?
Дети: Их надо подкармливать.
Воспитатель: Правильно. Мы так и делаем. А теперь поиграем в игру «Раздели птиц на зимующих и перелётных».
Задание: необходимо посадить зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего.
А теперь поиграем в загадки. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
1. Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
— Чик-чирик, – везде свои,
Непоседы… (Воробьи).
2. Я зимой люблю кормушки,
Как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу,
От одной к другой лечу.
Желтогрудая я птичка,
И зовут меня… (Синичка).
3. Либо белый, либо сизый,
Либо пёстрый, в детстве — лысый,
Любит сесть он где повыше
— Например, под самой крышей.
Там сидит, воркует он
— Быстрокрылый почтальон. (Голубь)
4. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона
– Чёрно-серая… (Ворона).
5. Помнишь, как-то раз зимой
В лес ходили мы с тобой?
По тропинке шли – вдруг раз! –
Снег посыпался на нас:
На заснеженную ель
Села птица. (Свиристель).
6. Хоть я не молоток
— По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
7. Где шум и гам, там и она,
Идёт о ней в лесу молва:
Что нет болтливей этой птицы,
Что ей на месте не сидится,
Там точно кружится… (Сорока)
Молодцы, а теперь приглашаю вас немного размяться. Ребята, сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы. То присядьте; а если название перелётной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел. Сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, аист, журавль, воробей, цапля, свиристель, ворона и др.
Молодцы, а теперь мы вновь поиграем в игру «Собери картинку». (Раздаю детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.
Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. (Детям, затрудняющимся в выполнении, даю зрительную опору в виде целостной картинки).
Расскажите, чьи изображения вы сложили.
Дети: Это дятел, синичка, воробей, ворона, голубь и др.
Воспитатель: Правильно. Сравните своё изображение с целостной картинкой. Молодцы! Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты. Наше занятие подходит к концу. Надеюсь, вы сможете рассказать мамам и папам зимующих птицах. Также будете помогать им зимой. Мне понравилось, как вы вели себя на занятии, были очень активными. А, когда мы пойдём на прогулку, то угостим наших пернатых друзей. Хорошо, что корм вы приготовили заранее.