Утинова Елена Григорьевна
Панно «Дерево жизни» по фольклорным мотивам в технике тестопластики с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умения создавать сложную композицию «дерево жизни» по фольклорным мотивам.
Задачи:
- совершенствовать практические навыки рельефной лепки из соленого теста;
- создать у детей образ «дерева жизни» через пластическое интонирование в процессе слушания стихотворения и музыки;
Публикация «Панно „Дерево жизни“ по фольклорным мотивам в технике тестопластики с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Лепка, пластилин
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
- развивать творческое воображение и фантазию, умение передавать образ «дерева жизни» в процессе создания композиции;
- развивать координацию руки и глаз, мелкую моторику рук (здоровье);
- воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера (социализация).
Предварительная работа
Чтение художественной литературы, сказок с изображением волшебных деревьев; рассматривание изображений и фотографий деревьев необычной формы (формировать умения находить выразительные детали, элементы сказочности); наблюдения во время прогулки за деревьями (рассматривание ствола дерева, поглаживание, ощупывание поверхности ствола дерева, направление веток); экскурсия с детьми в дом художественного творчества на выставку художественно-прикладного искусства. Экспериментирование с соленым тестом, знакомство с новым инструментом чесноковыжималкой.
Материалы и инструменты:
Соленое тесто, клеенки, картон для создания композиции, салфетки, тарелка, фартук, вспомогательные средства: стеки, чесночница для продавливания теста через отверстия и получения длинных нитей; колпачки от фломастеров, пика для украшения композиции. Дополнительные материалы: музыка инструментальная, карты - схемы.
Методы и приемы:
Беседа, рассказ, проблемные вопросы, прием «зеркало», метод пластического интонирования (проживание музыки через движения, создание положительно-эмоциональной сферы у детей, метод сотворчества воспитателя и детей, анализ.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним сказки, в которых упоминаются чудесные, необычные деревья?
Дети: «Крошечка-Хаврошечка», «Чудо-дерево», «Гуси-лебеди», «Лукоморье».
Воспитатель: А какие они в сказках?
Дети: в сказке «Крошечка-Хаврошечка» дерево необычное волшебное, на нем веточки серебряные, яблочки наливные, листочки золотые, дерево помогло стать девочке счастливой. В сказке «Гуси-лебеди» дерево живое, оно разговаривает, у него есть руки, оно спрятало детей от гусей-лебедей. А в сказке «Лукоморье» вся жизнь проходит вокруг дерева.
Воспитатель: Ребята, а оказывается издавна, по народным традициям и обычаям образ дерева считается «деревом жизни». А как вы думаете почему?
Дети: потому, что оно живое, вокруг него все живет.
Воспитатель: «Дерево жизни» воплощает в себе все живое в природе: корнями дерево уходит глубоко в землю, оно стремится вверх, к солнцу, к жизни. На «дереве жизни» могут сразу распускаться и листья, и цвести цветы, и зреть плоды, и птицы поют. И люди вокруг таких деревьев водят хороводы.
- А давайте представим себе свое «дерево жизни». Сядем на корточки на полянке на свободные места и представим себя семечком чудесного дерева. Садимся как я, вы будете моим «зеркалом».
(звучит музыка инструментальная)
Не хотело семечко (дети сидят на корточках)
На месте сидеть,
Полетело семечко (медленно встают, поднимают руки вверх)
На мир посмотреть
День и ночь летело (плавно махают руками в разные стороны)
На поляну село (руки опускают)
Солнышко пригрело, (смотрят вверх к солнцу)
И вдушистом дёрне
Оно пустило корни. (широко раскрывают пальцы обеих рук)
Стебель к верху тянется (медленно поднимают руки вверх)
И тишина вокруг.
Стебель-то со временем
Стал красивым деревом. (руки разводят в стороны)
Большое и ветвистое (выполнят повороты туловища вправо, влево)
С красивой пышной кроной (широко раскрывают руки)
Цветами и плодами (смотрят на одну ладошку, потом на другую)
И птицами вокруг (взмах руками вверх, и медленно опустить).
Воспитатель: Ребята вам понравилось быть сказочным деревом? А хотите своими руками сделать такое дерево?
- Давайте попробуем слепить свои деревья жизни из соленого теста?
- Тогда тихонечко пройдем в нашу мастерскую поможем друг другу надеть фартуки и сядем за столы.
Основная часть
Воспитатель: Ребята давайте подумаем, как мы будем лепить наши деревья. Вспомним, что есть у дерева?
Дети: У дерева есть корни, ствол, ветки, листья и плоды.
Воспитатель: А с чего мы начнем?
Дети: Со ствола (корней).
Воспитатель: Как можно слепить ствол дерева?
Дети: Его можно сделать с одного большого валика или скатать жгутики.
Воспитатель: А что мы будем делать дальше?
Дети: Лепить ветки.
Воспитатель: А как их можно слепить?
Дети: Можно скатать тонкие колбаски и приклеить их к стволу дерева.
Воспитатель: А потом что мы будем делать?
Дети: Мы будем лепить листочки.
Воспитатель: Нам понадобится много листочков, а как их можно слепить?
Дети: Скатать колбаску, порезать стекой наискосок, сплющить, нарисовать елочку.
Воспитатель: А еще можно на крону дерева выдавить тонкие нити теста. С помощью какого инструмента мы можем это сделать?
Дети: С помощью чесноковыжималки.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним правила работы с чесноковыжималкой.
Дети: сначала аккуратно открываем чесноковыжималку, отщипываем маленький кусочек теста и кладем в наш инструмент, закрываем и выдавливаем тесто через отверстия, снимаем его стекой.
Воспитатель: А чем можно украсить наше «дерево жизни», вспомните?
Дети: Яблочками, цветами, разными плодами, птицами.
Воспитатель: А прежде чем приступить к работе подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Ласточка, ласточка, - За морем бывала
Милая касаточка Весну добывала
Где ты была? Несу, несу
Ты с чем пришла? Весну-красну!
Воспитатель: А теперь можно приступать к работе (включить музыку).
(Дети самостоятельно приступают к работе)
Заключительная часть
Воспитатель: Кто закончил свою работу, аккуратно несите ее на стол, чтобы посмотреть и полюбоваться на наши деревья.
Воспитатель:
- Посмотрите, какие красивые и разные «деревья жизни» у нас получились, волшебные, вы согласны?
- А какое волшебство наши деревья могут подарить людям?
- Какое волшебство дарит людям твое дерево Аня?
- А как вы думаете, почему у нас получились такие красивые деревья?
-А когда наши работы высохнут, мы их раскрасим красками.
- Ваша картина «дерево жизни» сможет стать настенным украшением у мамы на кухне или в вашей детской комнате.