ТАТЬЯНА БЕЛЫХ
Экологический проект «Березка русская моя» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является сохранение здоровья. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом, в частности, перед нами, педагогами – «дошкольниками».
Публикация «Экологический проект „Березка русская моя“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Так как именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности; формирование здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И поэтому нам, педагогам (и конечно же, родителям) следует повернуться лицом к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, потому что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Сложившаяся неблагополучная экологическая ситуация подтолкнула к определению следующих проблем:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
• Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Для решения этой проблемы, использую:
• комплексную программу «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой;
• парциальную программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»;
• технологии С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» и «Методика экологического воспитания в детском саду»;
• Т. И. Попова «Мир вокруг нас».
Данные программы и технологии направлены на всестороннее развитие ребенка в процессе его экологического воспитания, формирование основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, выработке основ здорового образа жизни.
Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Гипотеза
Сохранить и укрепить здоровье детей, эффективно развивать их физические качества возможно, если будут созданы условия для единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи по воспитанию и оздоровлению, с использованием природных источников, инновационных технологий.
Цель проекта
Создание необходимых условий, направленных на создание единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.
Задачи проекта
1. Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания ребенка в ДОУ.
2. Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
3. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки у ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, удовлетворить природную потребность детей в движении.
4. Совершенствовать функции организма ребенка, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами природных источников.
5. Формировать у детей понимание неразрывности взаимосвязей в природе и места человека в окружающем его природной среде.
6. Повысить уровень педагогической культуры родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья семьи.
Ожидаемый результат
• Создание единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи.
• Сформированность у воспитанников осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
• Овладение навыками самооздоровления.
• Снижение уровня заболеваемости.
• Благотворное влияние основ экологической культуры, расширение общего кругозора детей, развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Вид проекта :
Проект средней продолжительности: март – апрель 2010 года
Участники проекта : воспитанники и родители подготовительной логопедической группы, педагоги группы.
Эффективность проекта : упрочнение связей «детский сад – родитель», «ребенок – родитель»
I этап - подготовительный (с 09 марта – 20 марта 2010 года)
• Подбор методической, справочной литературы.
• Проведение прогулок, наблюдений по улицам города. Познакомить детей с источниками загрязнений их непосредственного окружения, помочь им научиться выбирать места для прогулок и игр.
Темы: «Окружающая среда и здоровье ребенка», «Вот труба – над нею дым», «Сохраним чистый воздух в городе».
• Рассказы и беседы о том, как люди пытаются решить проблему загрязнения воздуха, что может сделать для этого каждый человек (или чего не должен делать)».
Темы: «Зеленые пылесосы», «В воздухе бывает пыль».
• Обсуждение с родителями воспитанников вопроса, связанного с проектной и исследовательской деятельностью, определения целей и задач проекта. Донести до родителей важность и интерес нового вида деятельности.
Консультация для родителей «Проектная деятельность с детьми», «Мир целебных трав и лекарственных растений».
• Разработка эмблемы, девиза и формы команд для семейного конкурса родителями с детьми.
• Проведение разъяснительной работы с родителями воспитанников, индивидуальное консультирование с родителями по оказанию действенной помощи детям для реализации проекта.
• Сбор информации из разных источников (самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи) для реализации проекта.
II этап - продуктивный (с 21 марта – 05 апреля 2010 года)
• Консультация для родителей «Разработка семейных проектов на тему : Здоровая и дружная семья».
• Подготовка к презентации семейного конкурса «Здоровая и дружная семья».
• Изготовление эмблемы силами родителей, детей, педагогов.
• Фотовыставка о природе родного края, о прогулках в природе.
• Обобщение и систематизация полученных знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни.
Рассуждения с детьми по вопросам:
- Что такое здоровье?
- Кто такой здоровый человек?
• Знакомство детей с русскими народными подвижными играми.
• а) Чтение рассказов о природе «Сказки о природных стихиях», «Как появились цветы на земле?», «Разговоры с природой» (из книги «Мир вокруг нас», автор Т. И. Попова). б) Рассматривание иллюстраций в атласе «Чудеса живой природы».
в) Чтение В. Бианки «Русские сказки о природе».
Проведение бесед, обсуждение прочитанного материала.
• Вернисаж детских работ:
- «Лес глазами художника»,
- «Украсим дом цветами».
• Организация выставки для родителей «Малая академия здоровья» - буклеты, брошюры, памятки, рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых, привитие здорового образа жизни в непосредственном взаимодействии с природой.
III этап – заключительный (06.04.2010года)
Проведение семейного досуга «Здоровая и дружная семья»
Цель:
Оборудование:
• Визитная карточка семьи (может быть в любой форме – стихи, инсценировка, песня; так же название и девиз команды).
• «Я здоровым быть мечтаю» - презентация семейного опыта, традиций семьи (форму семья выбирает сама - альбом, плакат и т. д. на тему, связанную с природой, здоровьем).
• Утренняя зарядка – инсценировка, в шутливой, интересной форме согласно теме «Мы в согласии с природой продлеваем жизни годы».
• Экологическая викторина «Давайте будем здоровы» - на закрепление знаний у детей по гигиене и здоровому образу жизни.
Вся работа над проектом строилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Обсудив с ними план-проект и нацелив их на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они разработали и воплотили в жизнь свои семейные проекты.
Взаимодействие и тесное сотрудничество всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной цель, направленной на сохранение и укрепление здоровья всех участников проекта, позволило добиться высоких результатов:
у детей сформировались навыки самооздоровления;
у детей стала проявляться потребность в ведении здорового образа жизни (прогулки на природу, в парк, посещение спортивных секций и т. д.);
осознанное понимание родителями важности ведения здорового образа жизни.
Литература
Т. И. Попова «Мир вокруг нас», Москва, 1998г.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте», Москва, 2005г.
Н. А. Рыжова, «Наш дом – природа», Москва, 1998г.
Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Творческий центр «Сфера», 2008г.
Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье», методические пособие, Москва, 2005г.