Малова Светлана Павловна
Экологический проект «Береги природу» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
Экологический проект «Береги природу»
Средний дошкольный возраст
11 группа
Воспитатель Малова Светлана Павловна
Вид проекта :
Информационно-практико-ориентированный, среднесрочный, групповой.
Актуальность:
Публикация «Экологический проект „Береги природу“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Цель:
Развивать познавательный интерес к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
- привлечь внимание к проблемам сохранения лесов родного края;
- составить правила поведения в лесу;
- учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Срок реализации проекта : одна неделя
Участники проекта : дети средней группы, их родители и воспитатели.
Прогнозируемые результаты:
1. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о пожароопасных ситуациях, возникающих в лесу.
2. Создание условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию культуры поведения, осознанного отношения к растениям и животным в лесу и соблюдению правил пожарной безопасности в природе.
Содержание проекта :
Подготовительный этап:
- определение темы проекта, целей и задач.
- работа с методической литературой, материалом по данной теме.
- подбор детской художественной литературы для чтения, сюжетных картинок и иллюстраций по теме.
- анкетирование родителей «Соблюдение правил пожарной безопасности в природе».
Основной этап
1 неделя «Природа наш общий дом»
Дни недели Направления развития Содержание деятельности
Понедельник
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Беседа «Лес-дом для растений и животных»
Наблюдение за погодой, ветром, небом, солнцем, за снегом
Пальчиковая игра «Птички»
Экспериментальная деятельность сравнение еловых и сосновых шишек
Подвижная игра «Птички»
Вторник Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
НОД Беседа «Что такое природа»
Просмотр с детьми презентации
«Природа нашей родины»
Дидактические игры «Времена года», «Кто, что ест?», «Кто, где живет?»,
Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес»
«Берегите природу»
Среда Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие Лепка с элементами аппликации Коллективная работа «Макет природы»
Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк».
Загадывание загадок о природе
Четверг Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Чтение сказки О. Писар «Зайчик и его находка».
Беседа о прочитанной сказке
Разыгрывание сказки А. Мецгер «Как звери тушили пожар» с использованием макета.
Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Пустое место».
Пятницу Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Лепка с элементами аппликации Коллективная работа «Макет природы»
Пальчиковая игра «Зайка»
Подвижные игры: «Лиса и зайцы». «Эстафета «Собери мусор».
Заключительный этап:
Подведение итогов, презентация макета на выставке в ДОУ, анализ полученных результатов.
Беседы на темы:
• «Что такое природа?» (Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы).
• «Не загрязняй природу» (Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду : мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы).
• «Лес – дом для растений и животных» Лес: любить, беречь и не бояться. (Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения).
• «Правила поведения в лесу» (Формировать обобщённое представление о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, о недопустимости разрушения этих взаимосвязей).
• «Насекомые – часть природы» (воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику).
• «Птицы — наши друзья» (воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период).
• «Звери зимой» (закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей, способами их приспособления).
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: Учить детей отыскивать знания в тексте; воспитывать бережное отношение к природе, желание совершать добрые поступки)
О. Писар «Зайчик и его находка»
Загадывание загадок: (Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами)
• О природе.
• о диких животных
• о птицах
• о деревьях
• о насекомых
Дидактические игры:
«Домашние животные»
«Времена года»
«Кто, что ест?»
«Кто, где живет?»
«Чей домик?»
Разыгрывание сказки А. Мецгер «как звери тушили пожар» с использованием макета»
Сюжетно-ролевые игры: «Поход в лесу», «Зоопарк»
Речевое развитие
• Экспериментальная деятельность сравнение еловых и сосновых шишек (Формировать умения сравнивать эти шишки, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждой шишки)
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу».
Лепка: с элементами аппликации Коллективная работа, «Макет природы», «Животные леса»
Физическое развитие
Подвижные игры (Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение)
• «Лиса и зайцы».
• «Эстафета «Собери мусор».
• «Пустое место»
• «Птички»
• «В путь»
• «По снежному лабиринту».
• «Береза»
Пальчиковые игры:
• «Птички»;
• «Зайка».
Итогом проекта
«Берегите природу» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой де-ятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
• В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаем, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
«Всем людям необходимо бережно относиться к растениям,
охранять животных»
«Знай и люби свой край, природу люби и не обижай!»
ХРАМ ПРИРОДЫ
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)