Любовь Алексеевна Целуева
Экологический проект «Берёза русская моя»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема: "Береза русская моя"
2. Сроки реализации: долгосрочный
3. Возраст детей: старший дошкольный
4. Тип проекта : познавательно-игровой
5. Вид проекта : исследовательский, творческий
6. Предмет исследования: береза
7. Цель проекта : Формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
8. Задачи:
Публикация «Экологический проект „Берёза русская моя“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Расширять представления детей о самом почитаем дереве в России - березе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Формировать у детей представления о взаимосвязи березы с окружающей средой.
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Активизировать и обогащать словарный запас детей, знакомить с песнями, стихотворениями, пословицами о березе.
Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
9. Этапы работы:
а) Подготовительный:
Определение объекта изучения. Сбор информации, подбор художественного слова и музыки. Заготовка оборудования.
б) Основной:
Вхождение в игровую ситуацию. Наблюдение за березой: изучение роста, развития и ухода за деревом, организованная деятельность.
в) Заключительный:
Встреча за круглым столом "Наше дерево" (родители - дети - воспитатели). Праздник русской березки. Создание мини-музея "Чудо дерево"
Вопросы:
- Какие деревья вы знаете?
- Чем деревья отличаются от других?
- Деревья - живые? Почему вы так думаете?
- Как размножаются деревья? Кто им помогает?
- Как определить возраст дерева?
- Чем полезна береза?
- Почему нет листьев зимой на деревьях?
- Почему береза - самое почитаемое дерево в России.
Актуальность проекта
Одним из распространенных объектов окружающей среды являются деревья, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания.
Очень хотелось бы, чтобы знания, полученные в детском саду о национальной культуре, дети пронесли через всю жизнь. Может быть, это поможет им почувствовать себя частичкой великого русского народа, научит их больше любить свою Родину - Россию.
Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции.
Россию называют краем белоствольных берез. Стройная, с тонкими длинными ветками и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Она вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. О березе сложено много песен, былин, преданий, написано много живописных картин. Её все знают, это самое распространенное дерево.
Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
В предметное окружение дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлением неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветках. Дети проявляют большой интерес к природе, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Рассказали родителям о заинтересованности детей новым объектом, определили в группе место для расположения материала и оборудования. Ознакомили с предстоящей работой, попросили помочь собрать материал по данной теме и принять активное участие в работе над проектом "Берёзка русская моя".
Первый этап Подготовительный
Подбор литературы:
С. Н. Николаева "Юный эколог"
Т. А. Фалькович "Сценарий занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников"
О. А. Князев "Приобщение детей к истокам русско-народного творчества"
Н. Е. Веракса "Проектная деятельность дошкольника"
Оборудование:
Книги для чтения детям, иллюстрации, открытки, календари о березе, береста, березовая чага, опилки, деревянные предметы кухонной утвари и игрушки, репродукции картин И. Левитана "Весна. Большая вода", К. Юона "Мартовское солнце", И. Шишкина "Лесная глушь", краски, фломастеры, пластилин, микроскоп, лупа.
Второй этап Основной
Реализация проекта
1. Цикл наблюдений:
"Встреча с русской красавице"
"Снятся ли березе сны?"
"Почему березы белые?"
"Береза в белоснежном уборе"
"Пробуждение березы"
"Береза и её друзья"
2. Знакомство с художественной литературой
Чтение: В. Бианки "Волшебная береза"
И. Соколов - Микитов "Береза"
Знакомство с легендами "Березкин дом"
Повествование русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Знакомство и разучивание стихотворений: И. Бунин "Береза", С. Есенин "Белая береза", А. Прокофьев "Люблю березку русскую"
3. Игровая деятельность
Игры:
• "С какого дерева листок"
• "Найди дерево по описанию"
• "Назови дерево по плодам и семенам"
• "Четвертый лишний"
Хоровод:
• "Во поле береза стояла"
4. Художественно - творческая деятельность
Рисование:
• "Люблю березу русскую"
• "Дерево в инее"
• "Подберезовики под березой"
Рисование с элементами лепки:
• "Пробуждение березы"
Аппликация:
• "Зимняя береза"
5. Образовательная область
Комплексное занятие:
• "Люблю березу русскую"
Беседы:
• "Какую пользу приносят деревья?"
• "Что мы знаем о деревьях и о березе в частности"
• "Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой"
Занятия:
• "Без билета по бело свету"
• "Может ли дерево быть карликом?"
Комплексное занятие:
• "Береза - символ России"
6. Музыка
Прослушивание грамзаписи
Разучивание песен
Хоровод: "Плетень", "Во поле береза стояла"
7. Работа с родителями
Сбор коры, опилок, спилов березы.
Воскресные наблюдение: "Красавица береза"
Изготовление поделок: "Белоствольная красавица"
Подбор изделий из дерева для выставки
Изготовление книги - альбома "Береза русская моя"
Дидактическое пособие "Чудо - дерево"
Третий этап Заключительный.
Открытое занятие для родителей
Тема: "Пробуждение Весны".
Встреча за круглым столом (Родители - дети - воспитатели)
Обсуждение темы: "Наше дерево"
Выставка изделий из березы
Сценарий "Праздник русской березки"
Создание мини - музея "Чудо - дерево"
Заставил потрудиться нас всерьез.
Мы много книг перечитали,
Журналов разных пролистали.
Мы рисовали и лепили,
Стихи березкам мы дарили.
А ранней весной у себя,
Мы на участке её посадили.
Охранять березку
Станем мы гурьбой,
Чтоб краса - березка
Выросла большой!