Светлана Куприй
Экологический проект «Белоствольная красавица».
▼ Скачать
Уважаемые коллеги! Представляю Вам свой экологический проект. Буду рада, если мой опыт кому-либо пригодится. Заранее благодарю за Ваше внимание и отзывы.
Экологический проект «Белоствольная красавица».
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь».
Китайская мудрость.
Содержание:
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
3. Цели и задачи проекта.
4. Участники проекта.
5. Сроки реализации проекта.
Публикация «Экологический проект „Белоствольная красавица“,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
6. Планирование реализации проекта.
7. Этапы реализации проекта.
8. Результаты проекта.
9. Перспективы реализации проекта.
10. Литература.
1. Введение.
Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. Нет для русского человека роднее дерева. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека. Береза стала символом России.
О берёзе поют песни, складывают сказки, пишут стихи. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Её все знают, это самое распространённое дерево. В народе берёзку называют «чудо-сеялка». Берёза очень плодовита, вот почему берёзу можно увидеть везде: в лесах, на болотах, на стенах и карнизах старых домов. Берёзу называют деревом – пионером. Она очень быстро заселяет свободные земли – заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог, вырубки, пустоши.
Березка и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь. У нее – единственного в мире дерева – белая кора. Разве это не чудо? Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее “веселкой”. От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе. Согласно легенде на березе люди могли завязать лоскуток ткани и загадать желание.
У славян дерево всегда было символом Жизни. В честь рождения сына они высаживали дуб, в честь рождения дочери – березу. Дерево становилось, как бы, двойником человека и считалось его покровителем – оберегало, передавало часть своей силы, и при болезни человека – чахло и увядало.
Наши пра-пра-прабабушки и дедушки считали березу мировым древом. Оно как бы соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Мировое древо имеет три части, которые рассказывают о строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна. А черные пятна на коре березы могут символизировать нашу жизнь, в которой есть и черные, и белые дни; хорошее и плохое в жизни.
Берёза – это символ и гордость русского народа. И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
2. Актуальность проекта.
Сохранение лесных насаждений от пожаров, их восстановление – это приоритетная задача для всего нашего государства, а для нашей Ростовской области, которая является степной зоной, это необходимое условие жизни.
Есть в Ростовской области поселок Аютинский. Это небольшое поселение с населением 10000 человек. Деревней назвать его нельзя, скорее это крошечный городок с преимущественно частными постройками. Есть в нем школа, детские сады, поликлиника и другие социальные объекты. Сейчас это один из районов города Шахты. Так что с недавних пор аютинцев можно называть полноценными шахтинцами. Я – одна из жителей этого поселка.
Поселок наш шахтерский, вернее являлся таковым до закрытия угольной шахты. Но в наследство всем жителям нашего поселка, да и всего города оставила шахта терриконы. (Террикон (или терриконик) - это насыпь, чаще всего конусообразной формы. Такие насыпи можно встретить там, где идет добыча полезных ископаемых. Ценная руда или уголь вывозится для дальнейшей переработки, а пустая порода остается. Она-то и образует терриконы). Именно поэтому экология в поселке не очень благоприятна. Террикон, расположенный рядом, гасит и дымит. Это большая экологическая проблема не только нашего поселка, но и всего города Шахты.
Экологические проблемы города Шахты типичны для многих регионов России и городов Ростовской области: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, нерешенные вопросы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, неудовлетворительное состояние городских зелёных насаждений и лесов, проблемы, возникшие в результате реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса. Закрытие шахт привело к опаснейшим экологическим бедам. Это и загрязнение источников водоснабжения шахтными водами, и горящие отвалы, и терриконники (в области их 600).
Для решения проблем экологии разработана муниципальная долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды в городе Шахты на 2011-2015 годы». Она содержит комплекс мероприятий, направленных на решение первоочередных задач в сфере охраны окружающей среды, в том числе и восстановлению зеленого фонда, сохранению городских лесов.
Актуальным природоохранным мероприятием является озеленение жилых микрорайонов, содержание существующих скверов и парков, реконструкция зеленого фонда города, достигшего критического возраста. Лесохозяйственным регламентом лесов до 2019 года разработан комплекс санитарно-оздоровительных, защитных и восстановительных мероприятий, который позволит сохранить городские леса в жизнеспособном, здоровом состоянии.
Ежегодно с 22 марта по 5 июня в нашем городе проводятся Общероссийские Дни защиты от экологической опасности под девизом «Экология-безопасность-жизнь», и наш детский сад старается принимать в них активное участие.
Приоритетным направлением таких Дней защиты является право каждого россиянина на экологическую безопасность и охрану здоровья. Но если каждый из нас имеет такое право, то это значит, что каждый из нас несёт ответственность за происходящее вокруг.
Каждый может внести посильный вклад в решение экологических проблем. Таково мое убеждение.
Для нас, аютинцев, актуальной проблемой является сохранение и восстановление зеленых насаждений – «легких» нашего поселка, чтобы сберечь нашу малую Родину для наших детей. Данный проект был создан для того, чтобы привлечь интерес детей и их родителей к жизни деревьев, желание высаживать молодые деревца и ухаживать за ними. И пусть мой вклад будет невелик, но по капле, по капле все вместе мы способны изменить экологическую обстановку в нашем поселке к лучшему.
3. Цель:
• Формирование в ходе работы над проектом ценностного отношения к березе, как уникальному представителю родной природы – символу России, приобретение детьми навыка публичного предъявления своих мыслей в ходе презентации своего продукта.
Задачи:
• Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
• Развивать у детей потребности в новых знаниях о природных объектах, находящихся рядом; вызвать у детей интерес к конкретному объекту - березе; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о ней.
• Расширить знания о самом почитаемом дереве России-берёзе, о значимости её в жизни человека. Береза — это символ страны, национальное дерево.
• Воспитывать желание любоваться природой и изображать её в творческой деятельности.
• Воспитывать у детей осознанное отношение к природе, желание беречь ее богатства.
• Формировать нравственные и эстетические чувства через любовь к родному краю.
• Обогащать словарь детей, учить составлять описательные рассказы, собственный рассказы в ходе наблюдений, использовать в речи малые фольклорные формы.
4. Участники проекта.
В проекте могут участвовать дети старшей и подготовительной к школе группы. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта также привлекаются родители.
5. Сроки реализации проекта.
Не менее года, т. к. ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни дерева в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований: август – сентябрь, октябрь – ноябрь, март – апрель. Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы, в том числе деревьев.
6. Планирование реализации проекта.
Объект исследований.
В качестве объекта исследования я выбрала березу и это обусловлено рядом причин:
• Деревья окружают нас постоянно и везде, однако дети, как правило, не обращают на них внимания.
• Береза – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Как лиственное дерево, она имеет ярко выраженные сезонные изменения. На ее примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.
• Береза – символ России. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о берёзе. Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. Где бы ты ни был, всматриваясь в берёзовую рощу, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.
Подготовка материалов и оборудования.
Для проведения исследований потребуется:
• тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений за жизнью дерева,
• коробка для коллекции (в нее дети будут складывать все предметы, связанные с березкой: плоды, семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры)
• изо-материалы, картинки деревьев,
• линейка, веревка, лупы, лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных, материалы для проведения разнообразных экспериментов.
7. Этапы проекта.
1) Подготовительный.
Цель – выяснить представления детей о березе, их отношение к ней, как к символу России, заинтересовать проблемой.
• Какие деревья вы знаете?
• Почему березу называют символом России?
• Чем она отличается от других деревьев?
• Все ли березы одинаковы (виды берез).
• Узнать, кто посадил березы на участке детского сада. Может быть, с этим связана какая-нибудь интересная история? Сколько им лет?
• Выбор объекта исследований. Со всеми детьми выбираем на территории детского сада понравившуюся березку.
• Подумать, на что (или на кого) похожа березка, придумать подходящее для нее имя (можно даже устроить конкурс на самое оригинальное имя, желательно, чтоб дети дали имя с учетом особенностей дерева, чтобы оно отражало внешний облик или характер объекта исследований).
• Что знают родители о березе?
2) Познавательно - исследовательский.
• Беседа со старейшими работниками детского сада (возможно пенсионерами) с целью узнать кто и когда посадил березы в нашем детском саду.
• Измеряем толщину – диаметр ствола у «Кудряшки», с помощью условной мерки –веревки.
• Создание в группе макета березы многофункционального значения: «Дерево успеха».
• Изучение коры дерева в разное время года с помощью лупы.
• Исследование «Что необходимо березе для жизни?»
• Сколько воды выпивает береза за 1 день (40 литров).
• Опрос-анкета для родителей «Использование берёзы в настоящее время». (опрос-анкета см. приложение 1).
• Беседы о березе, ее пользе, применении.
• Наблюдения, игры на прогулке.
• Чтение сказок, рассказов, заучивание стихотворений.
• Пение песен о березке.
• Комплекс дыхательной гимнастики «Мы березки молодые…»
• Динамическая пауза «Березы».
• Занятия познавательного цикла:
«Береза в жизни русичей».
«Необыкновенная одежда березы».
«Люблю березку русскую».
«Берестяное кружево».
Рассматривание картин И. Грабаря «Березовая аллея» и Н. Крымова «Зима».
Рассказывание по картинам И. Грабаря «Березовая аллея» и Н. Крымова «Зима».
• Занятия по математике:
1-2 «В гости к красавице березке».
• Занятия по изодеятельности:
«Весенняя березка» (рисование).
«Задрожало зеркало затона…» (рисование).
«Кто живет в березняке» (ручной труд).
«Волшебные березки» (лепка).
«Ай – да березка, белый ствол» (аппликация).
• Физкультурные занятия:
«В березовой роще».
«Времена года».
«Березка собирает друзей».
• Деятельность детей:
Пение песен – хороводов «Во поле береза стояла…», «Ой, да у дороженьки», «Березка» (сл. И муз. Архиповой, «Песня о березке» (сл. С. Есенина, муз. Г, Струве, «С добрым утром» (сл. С. Есенина, муз. Г, Струве).
Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Березовая роща», И. Шишкин «Березовая роща».
Игра – драматизация по русской народной сказке «Как коза избушку построила».
Дидактическая игра «Определи узор».
Подвижные игры «Гори, гори ясно…», «Заря» и др.
• Совместная деятельность с детьми и родителями:
Поисковая деятельность детей и родителей «Как узнать возраст дерева, не спиливая его» (измерить толщину дерева и умножить на 1,2 (примерная толщина годового кольца, из ствола на определённой высоте высверлить цилиндрик древесины и посчитать на нём внутренние кольца. Оставшееся в дереве отверстие заделывают деревянной пробкой или веткой, либо замазывают. Приспособление, с помощью которого извлекают столбик древесины, называется возрастным буравом.)
Составление творческих рассказов «Сказка о березке».
Изготовление поделок «Ай, да березка!»
Беседа за круглым столом «Целебное лукошко».
3) Заключительный (обобщающий).
• «Паспорт березки Кудряшки» (возраст дерева (старое, молодое, его высота, диаметр ствола, «соседи», наличие молодых деревьев того же вида или его отростков («деток», гнезд на дереве, высказывания детей, результаты наблюдений, «портреты Кудряшки» в разное время года, сказки, рассказ, придуманные детьми и родителями, загадки, пословицы, поговорки, стихи о березе).
• Оформление альбома «Березонька» со сказками, придуманными детьми и родителями и рисунками к ним.
• Посадка молодых березок на участке детского сада совместно детьми и взрослыми.
4) Презентация.
• Оформление выставки продуктивной деятельности детей, педагогов, родителей «Березовые чудеса».
• Фольклорно – экологическое развлечение «Праздник русской березки».
8. Результаты проекта.
• У детей повысился уровень интереса и желания заниматься элементарными экологическими проблемами.
• Использование проектной деятельности позволило активизировать сотрудничество детского сада и семьи.
9. Перспективы реализации проекта.
• Тиражировать опыт работы ДОУ на территории города Шахты Ростовской области.
• Обобщить опыт работы детского сада по проектной деятельности на МАААМ. RU.
10. Литература:
• Евдокимова Е. С. "Технология проектирования в ДОУ", Москва, 2006 г. ;
• Сборник под редакцией З. Л. Венковой Н. В. Казанцевой. «Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ» Пермь. 2007 г. ;
• Прохорова Л. Н. и др. «Экологическое воспитание дошкольников» М. 2004 г. изд. «Аркти»;
• Рыжова Н. А. «Экологический проект "Мое дерево" изд. Карапуз 2006 г.
• Сигимова М. Н. «Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет». Волгоград 2009.