Зинаида Махова
Экологический проект «Бал цветов»
▼ Скачать +Заказ
Экологический проект
Подготовила и провела воспитатель старшей группы Махова Зинаида Семеновна. 2014 г од.
Тип проекта : познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Вит проекта : групповой.
Время проведения: апрель-июль.
Возраст: 5-6 лет.
Участники: педагог, дети, родители.
Цветы – сама жизнь
Публикация «Экологический проект „Бал цветов“» размещена в разделах
- Бал цветов. Сценарии развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все. Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «бал цветов».На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15% детей, средний – 45% и низкий – 40%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Цель проекта : сформировать у детей первичные представления о растениях и цветах.
Для реализации цели были выделены следующие задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
5. Воспитывать любовь к красоте окружающего мира.
6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы.
• Дать представление детям о сезонном развитии растений.
Сформировать представление о растении как о живом существе, зависящем от света, тепла, воды и почвы; о жизненно важных признаках растений (питание, рост,размножение).
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту.
• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Для этого разработаны этапы проекта :
- подготовительный
- основной
- заключительный
- перспективный
На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- разработано содержание образовательной деятельности разных видов,
- целевые прогулки по территории детского сада,
- проведено беседы с родителями, целью включения родителей в проектную деятельность;
Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини-центры:
- уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.
- центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:
- центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;
- книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;
- игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.
На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в фотовыставке «Дети цветы жизни». Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, они рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи, рассказы о цветах. Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом. Образовательную деятельность детей провожу в игровой форме с использованием проблемных ситуаций. Так были проведены педагогические мероприятия «Этот разноцветный мир», «Путешествие к Фее Цветов». Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.
Мне не нужен огород, ягода клубника-
Лучше клумбы разобью, пусть растет лилия.
Посажу гладиолус, розу и астры.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но гладиолусы, посмотри, выросли в детском саду!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым.
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
В конце апреля мы посадили в группе цветы для нашей клумбы. Дети знакомились, почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас. Цветы росли в горшке на подоконниках. Дети ухаживали за своими цветками. В середине мая цветы высадили на улицу в клумбу, также ухаживали за растениями, поливали их, пропалывали, наблюдали. И вот результат, в июле зацвели цветы, красота.
Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие за ухаживание цветов.
Наблюдения дополняли картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.
В осеннее — зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, бегония и пр., строением и другими характерными особенностями.
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, а также к непосредственной образовательной деятельности «Золотой луг», «В гости к первоцветам», беседы «Красота спасет мир», «Легенды о цветах».
Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, я стремилась к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.
Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, изготовление цветов своими руками в совместном сочинительстве «Сказки о цветах». В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов».
На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями организовали клумбу «Я садовником родился». Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 60%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 15%. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Литература:
1. Авдеева Н. Н. «Безопасность». С. Петербург, Детство-Пресс, 2002.
2. «Наблюдение дошкольников за растениями и животными». М., Творческий Центр Сфера, 2008.
3. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет». М., ТЦ «Сфера», 2004.
4. Кравченко И. В. «Прогулки в детском саду (средняя, старшая, подготовительная группы). 2008.
5. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. «Игры и развлечения детей на воздухе». М., «Просвещение», 1983.
6. Скороулова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста». М., Скрипторий, 2004.
7. Коплесные занятия по программе «От рождения до школы» под редакция Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.