Альбина Раилевна Глушкова
Экологический познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб на стол пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический познавательно-исследовательский проект
Составители:
Бояркина В. В., воспитатель
Ломовцева Е. В., воспитатель
Глушкова А. Р., учитель-логопед
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 2 г. Челябинска».
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: дневная
Публикация «Экологический познавательно-исследовательский проект „Откуда хлеб на стол пришел?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
(в рамках организации педагогического процесса в НОД и в повседневной деятельности с учетом принципов частичной интеграции областей)
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Мы часто говорим детям, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Люди, детство которых пришлось на военные годы, рассказывали, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта ребята узнают много нового!
Мотивация проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Предварительная работа:
• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Ожидаемый результат:
• формирование у детей представления о ценности хлеба;
• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• опытно – экспериментальная деятельность;
• анализ.
Взаимодействие с родителями:
• Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
• Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».
Интегрируемые образовательные области:
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
ПЛАН ПРОЕКТА
I этап
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Формулирование задач и цели проекта. Составление плана работы над проектом.
Подбор демонстрационного материала, наглядно-дидактических пособий, литературы по теме.
II этап
Цикл конспектов НОД, бесед по познавательной области.
«Откуда к нам на стол хлеб пришел?», «Путь хлеба к нашему столу»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Познакомить с профессией хлебороба, пекаря. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
«Хлеб - всему голова».
Цель: Знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
«Беседа о тракторе, о комбайне»
Цель: Познакомить с профессией комбайнера.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин».
Оформление стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».
Составление рассказа «Откуда хлеб пришел» по серии картинок.
Оформление дидактических игр:
• «Назови профессию»;
• «Четвертый лишний»;
• «Что сначала, что потом»;
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Просмотр документальных фильмов:
«Путь хлеба. Как рождается хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка; h
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Легкий хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.
Чтение художественной литературы о хлебе:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок» .
• М. Глинская «Хлеб»
• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Разучивание стихов
Я. Аким «Хлеб»
Рассказ по картинкам:
«Как в старину люди выращивали хлеб?»
«Как люди в наше время выращивают хлеб»
Исследовательская деятельность:
- Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы).
- Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка).
Выращивание семян (ржи).
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация «Золотой колосок»
Рисование «Колосья»
Взаимодействие с родителями
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
• Выставка рисунков "Хлеб-всему голова"
III этап
Заключительный этап
Выставка продуктов детской деятельности.
Презентация проекта
Обеспечение проектной деятельности.
Интернет-ресурсы:
Материально-техническое обеспечение:
Подбор стихотворений о хлебе.
Использование ИКТ (просмотр документальных фильмов, мультфильмов, презентаций, просмотр видео работы разных профессий).
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, дидактические игры).
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Выставка рисунков, иллюстраций, стенгазеты.
Результат данного проекта:
1. Пополнена предметно-развивающая среда в группе.
2. Сформированы представления у детей о ценности хлеба.
3. Получены знания детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.
4. Сформировано сознания детей о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
5. Появился интерес к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера, к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
6. Развито бережное отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.