Дарья Веселова
Экологический квест для детей подготовительной группы «Секреты осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«МБДОУ Детский сад №6 комбинированного вида»
Экологический квест для детей
подготовительной группы (5-6 лет)
«Секреты осени»
Программное содержание:
Образовательная область – познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области – речевое развитие, физическое развитие.
Цель – углублять и расширять представления детей об осени через прохождение экологической тропы.
Задачи:
Публикация «Экологический квест для детей подготовительной группы „Секреты осени“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Осенние квест-игры
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2017
1. Расширять и углублять представления детей об осенних изменениях в живой и неживой природе.
2. Развивать связную речь детей, обогащать словарь, совершенстовать артикуляционный аппарат у детей.
3. Развивать поисковую деятельность детей.
4. Воспитывать познавательный интерес детей.
Словарная работа: ветреная, дождливая, пасмурная, флюгер, дождемер, клумба, водоем, зимующие птицы.
Предварительная работа
1. Беседы об осенних изменениях в живой и неживой природе.
2. Наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы, дидактические игры «Скажи, какая?», «Скажи наоборот».
3. Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик на прогулку», «Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать», «Ветер по лесу летал».
Материалы и оборудование:
Костюм Осени, кленовый лист, коробочки с заданиями для детей, вертушки по числу детей.
Организационный момент
Воспитатель с детьми выходит на крыльцо и предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года.
Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: Сентябрь.
Воспитатель: Какие еще осенние месяцы вы знаете?
Дети: Октябрь и ноябрь.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение про осенние месяцы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем листопадом
И птицы улетают и детям в школу надо.
Воспитатель: - Дети, вчера к нам в Детский сад приходила Осень и сказала, что она хочет прийти к вам в гости. Вы хотите, чтобы к вам в гости пришла Осень?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Но Осень сказала, что придет к вам в гости только тогда, когда вы отгадаете все ее секреты. Она разложила на нашей территории коробочки с заданиями. Эти задания помогут нам разгадать секреты Осени.
Основная часть
Под крыльцом дети находят первую коробочку с кленовым листком, на обратной стороне которого – текст, под листком – карточка с изображением дождемера.
Воспитатель. – Ребята, что это?
Дети: - Листочек!
Воспитатель: - А от какого дерева этот листочек?
Дети: - От клена!
Воспитатель: - Правильно, этот листок от клена. Значит, это какой листок?
Дети: - Кленовый!
Воспитатель: - Дети, а на обратной стороне этого листка что-то написано. Наверное, это задание от Осени.
Воспитатель читает задание от Осени : «Дети, передавайте друг другу по очереди этот листок. У кого в руках окажется листок, тот отвечает на вопрос, какая я (Осень).
Воспитатель начинает игру: - Дождливая (передает листок другому ребенку.
Воспитатель: - Осень какая?
Ребенок: - Золотая.
Дети передают друг другу листок и по очереди подбирают прилагательные к слову «осень» : холодная, сырая, ранняя, поздняя, волшебная, долгая, хмурая.
Воспитатель: - Дети, молодцы. Разгадали первый секрет осени, вспомнили, какая она (перечисляет определения детей). Дети, мы вспомнили, что осень бывает дождливая. Скажите, пожалуйста, а сейчас идет дождь?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Скажи, пожалуйста, полным предложением.
Ребенок: - Сейчас дождь не идет.
Воспитатель: - А вчера, когда вы были дома, дождь шел?
Дети: - Да! Нет!
Воспитатель: - А как же нам узнать точно, был вчера дождь, или нет? Может, в коробочке есть подсказка? (достает из коробочки карточку с изображением дождемера).
Воспитатель: - Что изображено на этой картинке? Правильно, на картинке изображен специальный прибор для измерения количества осадков. Пойдемте к дождемеру, ребята!
Воспитатель и дети подходят к дождемеру.
Воспитатель: - Дети, что нам помогает узнать дождемер?
Дети: Был ли дождь!
Воспитатель: - Правильно, дождемер помогает узнать, был ли дождь, пока мы находились дома. А как мы это узнаем?
Дети: - Посмотрим, есть ли в приборе вода!
Воспитатель: - Правильно, давайте посмотрим, есть ли в приборе вода.
Дети: - Да, есть!
Воспитатель: В приборе есть вода, значит дождь был.
Танец «Дождя не боимся» (воспитатель показывает движения, а дети повторяют) :
Песня Дождя не боимся из фильма «Незнайка с нашего двора»
1-й ребенок: Дождик, дождик, что ты льешь?
2-й ребенок: Погулять нам не даешь!
3-й ребенок: - Я водою дождевою
4-й ребенок: - Землю мою, мою, мою!
5-й ребенок: Мою крышу и забор,
6-й ребенок: Мою улицу и двор.
Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, дождь полезен?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А чем он полезен?
Дети: - Он поливает цветы!
Правильно, ребята! Этот секрет Осени мы узнали. Давайте искать коробочку со следующим заданием.
Дети находят коробочку, в которой находятся семена ромашки, луковицы лилии.
Воспитатель: Дети, угадайте, а что это в коробочке лежит?
Дети: - Семена!
Воспитатель: - Правильно. Это семена, а это луковицы.
Воспитатель: - А где можно найти семена, луковицы на нашей территории?
Дети: - На клумбе!
Воспитатель приглашает детей пройти к клумбе.
Воспитатель: - Цветы осенью готовятся к зиме. Семена и луковицы – это части, которые будут зимовать. Остальные части цветов засыхают. Дети, где сейчас находятся луковицы?
Дети: - Под землей!
Воспитатель: - А семена, созревшие к осени?
Дети показывают семена на цветах.
Воспитатель: - Семена опадут на землю, их поздняя Осень укроет опавшими листьями и так они перезимуют. Так Осень готовит цветы к зиме, заботится о них. Значит, Осень какая?
Дети: - Заботливая!
Воспитатель. Молодцы, и третий секрет Осени вы узнали. Давайте искать коробочку со следующим заданием от Осени.
Дети находят коробочку с вертушкой
Воспитатель: - Дети, а что это?
Дети: - Вертушка!
Воспитатель: - Дети, а давайте подумаем, что с помощью вертушки мы можем узнать? Почему она двигается?
Дети: - Вертушка двигается тогда, когда дует ветер.
Воспитатель: - Правильно. Осенью часто бывает ветер, поэтому можно сказать, что осень… Какая?
Дети: - Ветреная!
Воспитатель. Правильно, осень ветреная. А узнать, дует ли ветер, нам может помочь вертушка и еще один специальный прибор. Какой прибор нам поможет определить, в какую сторону дует сейчас ветер.
Дети: - Флюгер!
Воспитатель: - Правильно! Молодцы!
Воспитатель с детьми проходит к флюгеру
Воспитатель: - Ребята, где же наш флюгер?
Дети показывают на флюгер.
Воспитатель: - Дети, посмотрите на флюгер и скажите, пожалуйста, в какую сторону дует сейчас ветер.
Дети: - (показывают в какую сторону)
Физкультминутка
Воспитатель: - А теперь мы с вами поиграем в «Ветер». Повторяйте за мной!
Ветер веет над полями (дети плавно качают руками над головой)
И качается трава
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора (потягивания – руки вверх)
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо, влево, взад, вперёд. (наклоны вправо, влево, назад, вперёд)
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)
Там немного отдохнем. (приседаем на корточки)
Воспитатель: Дети, а можно самим сделать ветер?
Выслушивает предположение детей.
Воспитатель: - Правильно, ветер можно сделать, если подуть, ведь ветер – это движение воздуха.
Воспитатель достает спрятанные под флюгером вертушки и раздает детям, предлагая подуть на них.
Воспитатель: - Мы узнали еще один секрет осени! Узнали, что ветер- это…
Дети: - Движение воздуха!
Воспитатель: - Вспомнили, что осенью часто дует ветер, поэтому осень…
Дети: - Ветреная!
Воспитатель: Давайте искать коробочку со следующим заданием от осени.
Воспитатель и дети находят коробочку, в которой в воде плавает рыбка.
Воспитатель: - Дети, а кто это в коробочке?
Дети: - Рыбка!
Воспитатель: - Правильно, это рыбка. Называется она уклейка. Где живут уклейки?
Дети: - В речке!
Воспитатель: - Правильно, уклейка живет в реке. Значит это какая рыбка?
Дети: - Речная!
Воспитатель: - Правильно! А где у нас есть водоем?
Воспитатель и дети подходят к водоему.
Воспитатель: - Давайте выпустим нашу уклейку в водоем.
Дети: - Давайте!
В пруду плавают еще четыре вида рыб: окунь, плотва, щука, лещ. Проговорить названия рыб и поиграть с детьми в игру «Один - много»
Воспитатель: - А какая вода осенью в водоемах?
Дети: - Холодная!
Воспитатель: - Потрогайте аккуратно воду пальчиком. Правда, холодная?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А можно осенью купаться в реке или в пруду?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - А почему нельзя?
Дети: - Потому что вода в реке холодная.
Воспитатель: - А кто скажет полным предложением?
Дети: - Осенью в речке нельзя купаться, потому что вода в ней холодная.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы узнали еще один секрет осени : вода в водоемах холодная, поэтому купаться в ней нельзя.
Воспитатель с детьми находит еще одну коробочку, в которой – фотографии перелетных птиц (журавль, грач, скворец).
Воспитатель: - Дети, а какие птицы изображены на этих картинках?
Дети называют птиц
Воспитатель: - Дети, а где у нас могут птицы подкрепиться?
Дети: - В Птичьей столовой!
Дети и воспитатель проходят к Птичьей столовой.
Воспитатель: - Дети, а какие птицы прилетели в нашу столовую?
Дети: - Воробей, синица, голубь.
Воспитатель: - Дети, а как назвать этих птиц одним словом? Они какие?
Дети: - Зимующие!
Воспитатель: - Правильно, это зимующие птицы. А почему они так называются?
Дети: - Эти птицы называются зимующими, потому что они остаются зимовать с человеком и не улетают в теплые края.
Воспитатель: - А журавли зимой в нашу столовую будут прилетать?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - А грачи будут прилетать?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - А скворцы?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Дети, а почему скворцы, грачи, журавли не будут прилетать зимой в нашу столовую? Скворцы, грачи и журавли – это какие птицы?
Дети: - Перелетные!
Воспитатель: - Правильно, это перелетные птицы. А почему они называются перелетными?
Дети: - Скворцы, журавли и грачи называются перелетными птицами, потому что осенью они улетают в теплые края.
Воспитатель: - Да, осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Вот мы узнали последний секрет Осени. Наверное, теперь она придет к нам в гости. Давайте позовем Осень.
Заключительная часть
Дети зовут Осень. Появляется Осень.
Осень : - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: - Да, Осень!
Осень : - А вы все мои секреты узнали?
Дети: - Да!
Осень : - А какие мои секреты вы узнали?
Дети с помощью воспитателя делают выводы: -Мы узнали, что осень может быть холодная, сырая, волшебная. Узнали, что осенью часто бывает дождь, и узнать, был ли дождь, мы можем с помощью дождемера. Осенью часто бывает ветер, и мы можем узнать, дует ли сейчас ветер с помощью вертушек и флюгера. Осень готовит цветочки к зиме, поэтому ее можно назвать заботливой. Осенью нельзя купаться, потому что вода в водоемах холодная. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.
Выводы делать дети могут по очереди: один ребенок рассказывает о первом секрете осени, второй – о втором и т. д. Воспитатель помогает сформулировать выводы, напоминает, что нужно отвечать полным предложением. Помогать детям отвечать может и Осень.
Осень : - Дети, вы так много моих секретов узнали. Скажите, а к празднику осени вы готовы?
Дети: Да!
Осень : А хороводы водили?
Дети: Да!
Осень : А я сейчас проверю!
Хоровод «Осень золотая-гостья дорогая»
Осень : Вижу что к празднику моему вы готовы, молодцы!
А я вам еще один открою: осенью в садах созревают фрукты, а в огородах – овощи. И я вас хочу угостить своим урожаем.
Осень угощает детей фруктами или овощами.