Алия Кривцова
Экологический краткосрочный проект в первой младшей группе «Добрая зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический краткосрочный проект
в 1 младшей группе
«Добрая зима»
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : краткосрочный, семейный, групповой
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Сроки реализации: 4 неделя декабря - 3 неделя января
Актуальность
Публикация «Экологический краткосрочный проект в первой младшей группе „Добрая зима“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Зима
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта :
Формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта :
Обучающие:
-Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
-Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Воспитательные:
-Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
-Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
-Укреплять детско-родительские отношения
Предварительная работа:
- подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц ;
- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.
Предварительная работа с детьми:
1. Работа воспитателя с детьми.
-Непосредственно-образовательная деятельность «Птицы зимой»,
-Наблюдение, кормление птиц на прогулке,
-Дидактические игры: «Какая птичка улетела?»
-Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка»,Снегири»
-Беседы «Как узнать птиц?» «Покормим птиц зимой».
-Беседа о зимующих и перелетных птицах.
-Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Решение проблемной ситуации:
Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Как же
выживают в зимнее время наши младшие друзья -птицы? Чем мы
можем помочь им в это трудное время?
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
Конспект НОД в первой младшей группе «Птицы зимой»
(Приложение 1)
Тема: "Птицы зимой"
Цель: Обогащение активного словаря; развитие связной диалогической речи.
Задачи:
1. Учить внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи;
2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4слов;
3. Упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме;
4. Воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.
Ход
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы хотите познакомиться с птичками?
Дети: Да.
Воспитатель: К нам в гости прилетели птицы, которые живут у нас зимой, (прикрепляю изображение птиц). Кто к нам прилетел?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Сколько прилетело птиц?
Дети: Много.
Воспитатель: (показываю, называю птиц) Это ворона. Она большая, черная и кричит: «Кар – кар». Кто это?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Какая ворона?
Дети: Большая, черная.
Воспитатель: Как кричит ворона?
Дети: Кар – кар.
Воспитатель: А это снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Как зовут эту птичку?
Дети: Снегирь.
Воспитатель: какая грудка у снегиря?
Дети: Красная.
Воспитатель: А кто этот маленький серенький?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Как чирикает воробей?
Дети: Чик-чирик!
Воспитатель: Какая, красива птичка прилетела. Это синичка. У нее желтая грудка. Кто к нам прилетел?
Дети: Синичка.
Воспитатель: Какая грудка у синички?
Дети: Желтая.
Воспитатель: Зимой птичкам трудно найти корм. Нет травки, жучков, червячков. Давайте покормим птичек. Это кормушка. Ее сделали дети. Кормушку вешают на дерево и зимой насыпают в нее зерно. (Беру щепотку пшена и насыпаю в кормушку). Что это? (показываю на кормушку.)
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Что насыпают в кормушку?
Дети: Зерно.
Воспитатель: Кто будет кушать в кормушке?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Сколько прилетело птиц?
Дети: Много.
Воспитатель: а кормушек сколько?
Дети: Одна.
Воспитатель: Давайте рассмотрим птичку? (беру картину с изображением птицы.) Что это у птички? Это крылья (показ, лапки (показ, глаза (показ, клюв (показ, хвост (показ). Что это? (я показываю, дети называют крылья, хвост, клюв, глаза, лапки). Птицы летают, клюют зернышки. Что делают птицы?
Дети: Летают, клюют.
Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Какие птицы прилетели к нам в гости? ( помогаю детям назвать птиц: воробей, ворона, снегирь, синичка.) Как птицы разговариваю между собой? (Ворона – «кар - кар», воробей «чирик - чирик».)
Воспитатель: Наступила зима. Выпал снег, укрыв всю землю белым покрывалом. Птицам трудно зимой найти корм, поэтому дети смастерили кормушку, повесили ее на дерево и насыпали в кормушку зернышки. Слетелись в кормушку птицы со всех сторон. Красивые птички, все разные. И большая черная ворона прилетела, и маленький серенький воробей, и желтогрудая синичка, и Снегирек с красной грудкой. «Кар - кар», «чик-чирик» - это птички говорят детям «спасибо» за корм.
Физкультминутка
Ой, летали птички, Дети машут руками как крыльями
Птички – невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю, Приседают на корточки; указательными пальцами
Клю, клю, клю, клю, постукивают по полу
Как я зернышки люблю,
Перышки почистим,
Чтобы были чище. Ребята руками «чистят» предплечья
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг – скок, прыг – скок, Дети прыгают на месте
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгаем по веткам.
Игра, «Какие бывают птицы»
Цель: упражнять в умении находить нужную птицу, способствовать запоминанию названий птиц.
(на столе выкладываются картинки птиц ворона, воробей, снегирь, синица)
Воспитатель:
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик - он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
Воспитатель: Ребята покажите мне картинку, где нарисован снегирь. (Дети оказывают.)
Воспитатель:
Чики, чики, кичи,
Летели две синички,
Собою невелички.
- А где у нас синички? А теперь покажите, кто кричит «Кар – кар!». (Дети оказывают.) Как зовут эту птицу? (Ворона.)
«Чик-чирик» - кто это? Как зовут эту птицу? (Воробей.)
Затем по очереди прошу детей назвать птиц.
Потом предлагаю детям взять игрушечных птиц и покормить их в кормушке зерном.
Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке» (Приложение 2)
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
Задачи: узнавать птицу, называть части тела
Обучающие:
Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.
Научить детей правильно называть части тела птицы.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Развивать физическую активность детей.
Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Ход занятия. Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам. Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают, только люди могут помочь – покормить их. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку: Чик- чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Дети хором отвечают воробей. Правильно! Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить». Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. На участке у нас тоже есть кормушка. Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают. Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека. На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички. Серая птица, Меня не боится Моргнет удивленно, Ведь это… (Ворона)
И поиграть в игру «Ворона и воробей». Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки. Итог занятия: Дети научились называть части тела птицы: клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать корм в кормушки.
Пальчиковые гимнастики:
Десять птичек стайка
Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках
Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, -Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как крылышками, оединяем руки над головой- крыша
Снегири
Раз, два, три! Раз, два, три! - Считаем пальчики на руках
Прилетели снегири -Цепляем большие пальчики друг за друга, как крючки, машем остальными пальчиками, как крылышками
Грудки показали -Показываем кулачки
Ягод поклевали - Указательным пальчиком тюкаем по ладошке. "клюем ягодки"
Прыгали во веткам-Указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности стола
Художественно-эстетическое развитие
Непосредственно образовательная деятельность.
Лепка «Ягоды для снегирей» (Приложение 3)
Задачи:
- учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.
-Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды).
-Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Непосредственно образовательная деятельность
Рисование: «Корм для птичек» (Приложение 4)
Задачи:
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками.
- Создать радостное настроение – накормить птиц зимой.
Раскрашивание силуэтов птиц.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук
-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы о птицах:
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
С. Маршак «Где обедал воробей?»
Ю. Никонова «Зимние гости»
Р. Новикова «Поможем птицам»
Г. Ладонщиков «Каждый день»
Загадки про птиц
Отгадывание загадок по теме
Загадки про птиц
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Черненькая шапочка
Желтенькая грудка
Маленькая птичка,
А зовут её … (Cиничка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
* * *
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек
На крыльцо бежим скорей-
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На окошке сидя, птицы
Чистят пёрышки свои.
Здесь щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли, не пугливы-
Хоть руками их бери.
Г. Ладонщиков.
* * *
Поможем птицам
Поможем птицам
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка.
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать.
(Р. Новикова)
Зимние гости
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
- Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом -
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
- Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай, кричат:
- И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Ю. Никонова)
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Игровая деятельность
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Дидактическая игра «Один-много»
Цели: учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова: один (одна, много.
Воспитатель (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых птиц). Вот воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев много).
Дидактическая игра «Что в мешочке?»
В один мешочек насыпано пшено, в другой – горох. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь, какое зерно насыпано в мешочек: горох или пшено
Дидактическая игра «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну картинку убирает. Какая птица улетела?
Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
Работа с родителями: (Приложение 5)
- Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой»
- Оформление памятки «Из чего можно сделать кормушку»
- Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
- Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
- Просмотр мультфильма «Серая шейка»
Заключительный этап:
- «Вывешивание кормушек на участке»
- Выставка творческих работ