Бегушева Эльвира
Экологический краткосрочный проект «Деревья в нашем парке»
Продолжительность проекта : краткосрочный
Вид проекта : образовательный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : создать условие для формирования представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.
Публикация «Экологический краткосрочный проект „Деревья в нашем парке“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность темы: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Задачи:
Расширять у детей знания и представления о деревьях :
-характерные особенности строения;
-признаки отличающие одни деревья от других;
-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;
-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего поселка;
-дерево – важный строительный материал;
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:
-развивать умение связно и последовательно рассказывать;
активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- экскурсии,
- опыты.
Предполагаемый результат:
Дети:
- научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
- разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
-появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
Родители:
Повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Воспитатели: накопление практических навыков проектной деятельности.
Подготовительный этап
Действия воспитателей:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
Действия детей:
- участие в выставке детских работ;
- рассматривание картин с изображением пейзажей во все времена года.
Действия родителей:
- Помочь в подборке книг, журналов, иллюстраций о деревьях.
Основной этап
Действия воспитателей:
1. Образовательная область «Речевое развитие»
-Чтение художественной литературы:
Прокофьев «Люблю берёзку русскую»; С. Есенин «Белая берёза»; И. Соколов – Микитов «В лесу» - рассказ; Отгадывание загадок; стихи С. Есенина, А. Прокофьева;
- Заучивание стихотворения «Берёза», «Елка», и тп;
- Беседы: «Что мы знаем о деревьях»;
«Какие деревья растут на участке».
-Словесные игры, д/игры.
«Плоды и листья»
«Покажи и назови части дерева»
«Какой листик?»
«Один – много»
-Загадки про деревья.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
-НОД «Деревья». Цель: создать условия для формирования представления о лиственных и хвойных деревьях, их пользе для окружающего мира, разнообразии.
-Наблюдение за деревьями на участке детского сада;
Закрепить строение деревьев и признаки отличающие деревьев друг от друга;
- Беседа о пользе деревьев.
- Д/игра «С чьей ветки детки?», «Один – много», «Какой лист?», «Плоды и листья»
-ТРИЗ игра «Хорошо, Плохо»
5. Экспериментирование:
- Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
-Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
3. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
сюжетно-ролевые игры
«Путешествие в лес»
Настольно – печатные игры
«Времена года»
«Деревья и кустарники»
«С какого дерева листок»
«Ветки и детки»
«Сложи дерево»
Трудовая деятельность
- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке
- уборка опавшей листвы
-создание гербария из засушенных листьев;
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-НОД рисование на тему «Дерево»;
-НОД аппликация «Берёза»
-Раскрашивание листьев.
-Слушание пьесы П. Чайковского «Времена года»
-Развлечение «Русская берёза»
5. Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры
«Поймай листок»
«1,2,3 к дереву беги»
«Найди листок, как на дереве».
Физкультминутки
«Клён»
«Листопад»
«Ветер дует нам в лицо»
«Береза»
Работа с родителями:
- Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
- Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
-Изготовление кормушек.
Завершающий этап
-Подведение итогов проекта;
- Выставка рисунков;
-Развлечения «Русская береза».
Теоретическая значимость проекта : систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
Практическая значимость проекта : формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта : формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.
Список использованных источников
1. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
Программа “От рождения до школы” Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. :”Мозаика – синтез” 2012г.
Практический этап
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе» на тему: «Деревья».
Цель: создать условия для формирования представления о лиственных и хвойных деревьях, их пользе для окружающего мира, разнообразии.
Задачи:
-формировать представления о лиственных и хвойных деревьях, их пользе для окружающего мира, разнообразии («Познавательное развитие»);
-формировать умение слушать литературный текст («Речевое развитие «Чтение художественной литературы»)
-развивать мелкую моторику рук («Физическое развитие» («Здоровье»)
- формировать умение рисовать деревья простыми карандашами.
(«Художественно- эстетическое развитие»).
Методы и приё мы:
Практические: пальчиковая гимнастика «Корни», рисование деревьев.
Наглядные: иллюстрации деревьев.
Словесные: беседа.
Материалы, инструменты, оборудование: картинки деревьев, карандаши, листы.
Ход занятия
1. Воспитатель загадывает загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (деревья)
(Дети отгадывают загадку).
2. Беседа о деревьях
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Деревья зимой отдыхают. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.
Предлагает перечислить лиственные деревья.
Дети: лиственные деревья : береза, дуб, осина и т. д.
Хвойные деревья : сосна, ель, лиственница, пихта.
Растут деревья-В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д. У дерева : корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.
3. Воспитатель показывает иллюстрации деревьев, предлагает узнать, что за дерево, сообщает:
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие, есть сережки.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
5. Пальчиковая гимнастика «Корни» :
Друг от друга деревья росли далеко, («деревья» обеими кистями)
Человеку пройти этот путь не легко, («человечек»)
Только корни деревьев однажды сплелись, («корни деревьев»)
Будто дерева 2 навсегда обнялись. («деревья»).
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
6. Воспитатель предлагает нарисовать - деревья осенью.
Дети рисуют деревья карандашами.