Татьяна Максимкина
Экологический исследовательский проект «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический - исследовательский проект по теме
«Люблю берёзку русскую»
с детьми подготовительной группы.
По количеству участников проект является коллективным.
Возраст детей: 6-7 лет
Тип проекта : познавательно-игровой
Вид проекта : творчески - исследовательский.
Длительность: краткосрочный (01.06 – 20.06. 2017 г.) 3 недели.
Публикация «Экологический исследовательский проект „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Автор проекта : воспитатель подготовительной группы МБОУ Одинцовской СОШ № 3 Дошкольное отделение
Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего детского сада и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природа. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.
В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.
Актуальность:
Мы в своей работе с детьми остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.
В основе моей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.
Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе.
Я решила разработать проект «Люблю березу русскую» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.
Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Проблема:
1. Недостаточные знания детей о берёзе, как символе России.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.
Цель проекта :
Приобщение детей к русской культуре, посредством экологического воспитания.
Задачи:
1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - берёза.
4. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.
Этапы проекта :
Подготовительный:
* Определение объекта изучения.
* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.
Практический:
* Вхождение в игровую ситуацию.
* Прогулка «Экологическое путешествие к берёзке»
* Наблюдение за берёзой.
* Беседы с детьми.
*Конкурс рисунков «Люблю березу белую»
* Работа с художественной литературой.
* Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную
образовательную деятельность.
* Совместная деятельность с родителями.
*Рассматривание репродукций картин русских художников.
Заключительный:
* Фото отчёт «Экскурсия семьи в берёзовую рощу «Наш воскресный выходной»
*Просмотр презентации «Русская берёзка»
* Выставка творческих работ по теме: «Русская берёза – символ России»»
* Оформление стенгазеты «Люблю берёзу русскую»
Схема работы по проекту "Люблю берёзку русскую"
Разделы программы Виды детской деятельности Программное содержание
Игровая деятельность Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Дидактическая игра: "Что сначала, что потом?» Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.
Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы.
Непосредственная образовательная деятельность НОД: «Берёза-символ России»
НОД:«Эта удивительная берёза» -Дать знания о символе славянского культа России - березе;
- познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;
-приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности
Уточнить и расширить знания детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить понятие»береста»,для чего она служит, продолжать учить причинно-следственные связи в природе.
Развитие речи Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща»
Беседа «Воспетое дерево»
Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности»
Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.
Познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзе, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки» Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
Подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Изобразительная деятельность Аппликация: «Кудрявая берёза» (коллективная работа)
Аппликация: Обрывная на тему: «Берёза»
Рисование: «Березы в памяти моей…»
Изготовление папки-раскладушки вместе с детьми «Люблю берёзу русскую»
Выставка творческих работ.
Вызвать у детей желание создать коллективную композицию. Отрабатывать приёмы вырезания и наклеивания.
учить детей рваной техники аппликации, закрепить навыки аппликационных навыков развитие воображения творческих
способностей дошкольников С помощью рваной техники дети смогут
выполнить поделку.
Дать характеристику березе. Учить бережному
отношению к деревьям, в том числе при сборе
березового сока. Обогатить и активизировать
словарь детей. Воспитывать любовь и бережное
отношение к родной природе.
Совершенствовать умение рисовать берёзу, передавая характерные особенности строения её ствола, кроны, цвета; развивать технические навыки рисования красками.
Экология Экспериментирование : Рассматривание бересты под лупой.
Экспериментирование:
"Какой стороной дышат листья?"
"Вода в жизни растений"
Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы- это чечевички, через которые проходит кислород дереву.
Дать представление о потребности растений в воде.
Художественная литература Чтение рассказа В. Бианки
«Волшебная берёза»
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Русская берёза»
Подбор и выставка художественной литературы о берёзе
Познакомить детей с художественными произведениями о берёзе, учить понимать замысел произведения; развивать художественный вкус.
музыка Слушание песни «Во поле берёза стояла» (русская народная мелодия)
Музыкальное развлечение «Русская берёзка» Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства.
Здоровье и физическое развитие Прогулка «Экологическое путешествие к берёзке»
Воспитание доброго отношения к природе через образ русской березы, бережного отношения к ней;
Работа с родителями Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.
Экскурсия семьи в берёзовую рощу «Наш воскресный выходной»
Расширять представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор. Побуждать родителей и детей к совместному взаимодействию, нахождению ответов на вопросы в результате совместной исследовательской работы.
Результаты проекта
- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.
- Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.
- Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.
- Очень трудно переоценить работы с точки зрения эстетического воспитания.
Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.
- Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.
Коллективная работа «Кудрявая берёза»
Стенгазета «Люблю берёзку русскую»
Обрывная аппликация «Берёза»
Прогулка «Экологическое путешествие к берёзке»
Рассматривание коры, листочков берёзы на прогулке.
Коллективная работа: стенгазета «Люблю берёзку русскую»
Музыкальное развлечение «Русская берёзка»
Оформление рисунков «Русская берёза – символ России»
Экскурсия семьи в берёзовую рощу «Наш воскресный выходной»