Валентина Суслова
Исследовательский проект «Я люблю свой город Липецк»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Развивая горизонты познаваемого детьми, мы зажигаем в их сердцах искорку любви к родному городу, краю, Родине.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город или родились в нем.
Актуальность:
Публикация «Исследовательский проект „Я люблю свой город Липецк“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Липецкая область, город Липецк
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта :
Расширить знания детей об истории возникновения Липецка, сформировать у детей чувство ответственности за малую родину, узнать, как можно больше о своём городе, его достопримечательностях, желание трудиться на благо города, беречь и умножать его богатство.
Задачи проекта :
Формирование любви к родному городу и развитие интереса к прошлому и настоящему городу Липецка.
Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
Ознакомление с трудом людей, которые живут в нашем городе.
Воспитание любви, уважения и привязанности к своему городу, умение видеть его красоту, радоваться ей и беречь.
Развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря детей.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Описание реализации проекта :
Мною собран богатый краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: развивающая среда постоянно обогащается материалами о Липецке (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества, подобраны фильмы, видео презентации, ролики о городе Липецке.
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Поэтому тематику занятий по ознакомлению с родным городом согласовывала с тематикой другой образовательной, совместной деятельностью, играми детей; создавала условия для самостоятельной и совместной работы с родителями с краеведческим материалом.
Совместно с родителями разрабатывали экскурсионно-туристические маршруты по городу, родители оказывали помощь в поисково-собирательной работе.
В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Липецка : как возник город, почему именно на этом месте, почему носит такое необычное название.
В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых видео прогулок дети выяснили, что в городе много разных по назначению зданий: жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Дети узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.
Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с краеведческим музеем города. Дети уже знали, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи. Неоднократно дети вместе с родителями посещали в выставочный зал города.
Открытием для детей явилось то, что у Липецка есть свой герб.
Условия реализации:
Данная система предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста для ДОУ с непосредственной близостью социально – значимых объектов. Проект реализуется на базе старшей группы ДОУ №27 г. Липецка.
Участники проекта :
Дети старшей группы. Проект предусматривает активное участие родителей, воспитателей, специалистов.
Срок реализации:
Проект долгосрочный. 1 год.
Этапы реализации:
Для реализации проекта по ознакомлению старших дошкольников с родным городом я определила соответствующие этапы его реализации:
I. Подготовительный этап:
1. Создание предметно – развивающей среды. Изучив требования, предъявляемые к предметно-развивающей среде, определила следующие функции и принципы ее создания:
Функции:
• Организующая
• Воспитательная
• Развивающая
Принципы:
• Учет требований СанПиН
• Учет современных требований ФГОС
• Использование в оформлении современной интерпретации национальных мотивов в оформлении интерьера группы
• Установление оптимального контакта с детьми
• Творчество взрослых и детей
• Комплексное и гибкое зонирование
2. Разработка плана по организации воспитательно-образовательной работе знакомства детей с родным городом. (приложение 1)
3. Диагностическая методика оценки результатов уровня освоения детьми знаний и представлений о городе Липецке. (приложение 2)
II. Основной этап: Реализация проекта.
Рассматривание материалов об истории создания города.
Оформление папки: «Город вчера и сегодня».
Беседы «Город Липецк, в котором я живу»; «Липецкая игрушка»; «Памятники города»; «Вокзалы города Липецка»; «Герб города Липецка»; «Музыкальные народные инструменты города Липецка»; «Профессия металлург».
Просмотр видеофильмов, презентаций о Липецке.
Данный проект находится на этапе реализации.
Работа ведется систематически в соответствии с перспективами работы, охватывая все области.
Подведение итогов проекта.
Направление деятельности,
Задачи: Содержание
I – информационно – аналитическое обеспечение проекта
Задача: Сбор и анализ информации.
1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
2. Прорабатывание моего опыта работы «Знакомство с городом Липецк».
3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выявления уровня знаний по разделам программы).
4. Анализ результатов педагогической диагностики.
II – методическое обеспечение проекта
Задача: Оптимизация проектирования воспитательно – образовательного проекта
1. Составить перспективный тематический план по теме проекта «Я люблю свой город».
2. Разработка цикла занятий в рамках проектной деятельности.
3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации.
4. Подобрать и систематизировать игры, беседы, литературный материал согласно задачам.
III – работа с детьми
1. Проведение педагогической диагностики через беседы, с целью выяснения уровня знаний детей.
2. Создание ситуации вовлечения детей.
3. Реализация цикла занятий, бесед.
4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи).
5. Создание условий для проведения наблюдений.
6. Создание условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе работы.
IV – работа с родителями
Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность
1. Подготовка консультативного материала для родителей.
2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности: выставки.
V – подготовка к презентации и презентация проекта
Задача: Демонстрация проекта
1. Сделать с детьми папку: «Знатоки своей малой родины».
2. Презентация «Я люблю свой город».
3. Совместно с детьми изготовить макет части города.
4. Организация творческой галереи «Город глазами детей».
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе :
* Работа с книгой «Сказки о цветах из Красной книги Липецкой области»;
* Работа с книгой «Заповедная природа Липецкого края»;
* Работа с книгой «Природа в городе Липецке и ее охрана»;
* Работа с книгой «Липецк- золотые страницы истории»;
Поисково-собирательная работа:
* Знакомство с историей города на основе материалов краеведческого музея.
* Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.
Изготовление схем:
* «Красота нашего города»
Беседы:
* «Липецк - один из городов России».
* «Музыкальные народные инструменты города Липецка?»
* «Вокзалы города Липецка».
* «Липецкая игрушка».
* «Красивые места нашего города».
* «Памятники города».
* «Герб города Липецка».
Занятия:
* НОД по социально-коммуникативному развитию «Липецк- моя малая Родина».
* НОД «Кто трудится в нашем городе Липецке».
* Познавательное занятие «Улицы родного города».
* Познавательное занятие «Мой родной город».
* Познавательное занятие «Легенды о Липецке».
Дидактические игры:
* «Кто где работает?».
* «Ассоциации – город».
* «Что где находится» (схемы, карты).
* «Расскажи о своём городе».
Викторины:
* «Знатоки родного города».
Праздники:
* Праздник «День города».
* Праздник «День Победы».
* Международный День защиты детей.
Чтение художественной литературы:
* В. Степанов. Что мы Родиной зовем. Родные просторы.
* Н. Забила. Путями-дорогами.
* П. Воронько. Лучше нет родного края.
* Е. Серова. Родные края.
* С. Калинина. Песня о моём городе.
Оформление папок:
* «Достопримечательности Липецка».
* «Город вчера и сегодня».
* «Красивые места города Липецка».
* «Природные ресурсы города Липецка»
Самостоятельная художественная деятельность детей:
* Изготовление коллажа «Природа моего края»
* Рисование «Город глазами детей»
Сюжетно-ролевые игры:
* «Аптека».
* «Магазин».
* «Мы идём в библиотеку».
Дополнительные источники:
*Материалы Липецкого краеведческого музея.
Результаты проектной деятельности :
1. Как можно больше будут знать дети о своём городе, рассказывать другим.
2. Повысится уровень познавательного развития детей.
3. Участие родителей и детей в викторине «Это русская сторонка – это родина моя».
4. Изготовление макета какой-либо части города.
приложение 1
Перспективный план работы по проекту
«Я люблю свой город» в старшей группе
Сентябрь:
• Беседа: «Мой родной город-Липецк».
• Беседа о домашних адресах.
• Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
• Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
• Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина-Липецк».
Цель: Формировать представление о своем городе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города.
Октябрь:
• Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту территории детского сада.
• Дать задание отметить, какие здания, магазины, предприятия расположены по дороге домой из детского сада.
• Беседа о том, что полезного сделано людьми. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
• Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
•Продолжать собирать материал по созданию альбома.
Цель: Формировать представления детей о городе, в котором они живут, уточнить знания о своей улице, расширять знания о труде взрослых, воспитывать любовь к своему городу.
Ноябрь:
• Беседы на темы "Птицы родного края" (воробьи, вороны, сизые голуби, дятлы, галки, снегири, чёрные дятлы и чечетки и др., «Лесной доктор».
• Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
• Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
• Кормления птиц на прогулке.
• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
• Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города»; лепка «Липецкие птички».
• П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
• Чтение: С. Алексеев «Родная природа», И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».
Цель: расширять знания детей о птицах родного края, воспитывать доброе заботливое отношение к ним.
Декабрь:
• Беседы на темы «Животные нашего края» (степной хорёк, серый хомячок, тушканчики, суслики, зайцы, лоси, кабаны и др., «Как звери зимуют в лесу?», «Что такое заповедник?», «Красная книга Липецкой области».
• Экспериментирование с ветром.
• Д/и «Кто, где живет?», «Кто к кормушке прилетел?», «Опиши, мы отгадаем».
• Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
• Изготовления и украшение кормушек для птиц.
• Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
• Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу Липецкой области.
• Чтение: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».
• Наблюдения за живой и неживой природой.
Цель: вызвать интерес к природе родного края, знакомить детей с дикими животными, проживающими на территории нашего края.
Январь:
• Беседы на темы: "Водные ресурсы Липецкой области", "Реки, озера и болота (Дон, Красивая Меча, Быстрая Сосна, Воронеж, Усманка, Воргол, и др.)", «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести себя на природе?».
• Составление рассказов о рыбах.
• Заучивание загадок о рыбах.
• Рассматривание иллюстраций "Липецкие реки — Красивая Меча, Быстрая Сосна, и их обитатели – Рыбы: окунь, судак, лещ, щука, сазан, налим, красноперка, плотва. Птицы: воробьи, вороны, сизые голуби, дятлы, воробьи, галки, снегири и др. Животные: тушканчики, суслики, мыши и зайцы, лоси, кабаны, косули. Земноводные: жаба.
• Экспериментирование с водой
• Д/и. «Угадай, кто в реке», «Опиши, какая рыба». «Собери рыбу».
• Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Дона зимой», «Налим» (из слоеного теста, аппликация «Морское царство».
• Чтение: О. Григорьева «Липецкая азбука».
• Просмотр фильма "Природа родного края».
• Экспериментирование с ветром.
Цель: знакомить детей с водными артериями Липецкой области и их обитателями.
Февраль:
• Целевая видео прогулка по улице Космонавтов, на которой расположен детский сад, рассматривание здания детского сада.
• Рассматривание на фотографиях и иллюстрациях памятников, воздвигнутым героям, защищавшим нашу Родину в годы В. О. В.
• Предложить родителям посетить вместе с детьми один из таких памятников.
• Беседа с детьми, побывавшими у такого памятника. Предложить поделиться, что они видели, что им особо запомнилось.
• Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».
• Беседа «Детский сад—моя вторая семья», «Традиции нашего города».
• Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких частях, в каком городе они служили.
Цель: Формировать представление о Российской армии, о Великой Отечественной войне, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному городу.
Март:
• Занятие «Город Липецк».
• Рассматривание иллюстраций, фотографий в краеведческом уголке на тему: «Достопримечательности города Липецка».
• Побеседовать «Как называется главная улица нашего города и почему?».
• Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в городе много улиц с разными названиями.
• Пополнение альбома материалом.
• Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»
• Коллективная работа «Наш детский сад».
• Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами—рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей Родины—Москва).
• Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели материал о истории возникновения нашего города.
Цель: Формировать представление о родном городе, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного города, познакомить с историческим прошлым нашего города, воспитывать любовь к Липецку.
Апрель:
• Беседы на темы «деревья – Липецкого края», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».
• Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях нашего края ( деревья: ясень, клен, вяз, липа, дуб, сосна и др. ; кустарники: можжевельник и др.).
• Беседы на темы «Можжевельник», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
• Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
• Экспериментирование с песком.
• Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам».
• Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», «Семья ежей» аппликация «Во поле береза стояла».
• Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
• Беседа с детьми о том, что детям нравится в Липецке, где они побывали, что видели.
• Беседа о том, как называют жителей города. Что они делают, чтобы родной город стал краше, что для этого могут сделать дети.
• Рассматривание иллюстраций о городе. Закрепление знаний.
• Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой город?».
• Работа с картой Липецкой области.
• Беседа с родителями о приближающемся празднике Дне Победы. Посоветовать посетить с детьми праздник, посвящённый Дню Победы.
• Рассматривание альбома о родном городе.
• Конкурс рисунков на тему: «Город, в котором я живу».
• Подведение итогов работы по проекту «Я люблю свой город»
Цель: Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, чувство гордости за свой город, свою страну Россию.
Работа с родителями
Познакомить родителей с проектом «Я люблю свой город».
Попросить родителей посетить вместе с детьми музей.
Подбор интересных сведений о городе.
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в городе.
Попросить принести фотографии родителей, бабушек, дедушек на предприятиях нашего города.
Выполнение домашних творческих работ
Цель: Привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе.
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом «Моя малая родина»
Попросить родителей посетить вместе с детьми мини музей.
Подбор интересных сведений о городе.
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в городе.
Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего города.
Итоговое мероприятие «Моя малая родина – мой город».
Изготовление макета по теме «Моя малая родина – мой город»
Приложение 2
Содержание разработано для проведения диагностических исследований с детьми старшего возраста, оценки результатов уровня освоения детьми знаний и представлений о городе Липецке.
Цель: Изучить представления и знания детей о городе Липецке.
1 блок- осведомлённость.
В каком городе ты живёшь?
Кто основал наш город?
С чего началось строительство города?
Назови первую улицу города.
Какое первое здание нашего города?
Как называется улица, на которой ты живёшь?
Как называется улица, где находится наш детский сад?
Какие ещё улицы ты знаешь?
Какие достопримечательности ты знаешь в городе Липецке?
2 блок-узнавание.
Что знакомо для тебя на фотографии, назови (набор фотографий с видом города?
Что это за памятник?
Какое здание это?
3 блок-составление рассказов по моделям.
Составь рассказ о зданиях города по моделям.
Составь рассказ о памятниках в городе.
4 блок-умение задавать вопросы о городе Липецке.
Развивающая игра «Путешествие по городу».
Критерии показателей:
1 блок – осведомлённость.
0 баллов – нет ответа
1 балл – отвечает частично
2 балла – отвечает правильно на все вопросы
2 блок – узнавание.
0 баллов - не выполнено задание
1 балл – задание выполнено частично
2 балла – выполнено всё задание
3 блок – составление рассказов по моделям.
0 баллов – затрудняется в составлении рассказов
1 балл – составляет несвязанный рассказ
2 балла – составляет рассказ последовательно и чётко
4 блок – умение задавать вопросы.
0 баллов – ребёнок не может задавать вопросы
1 балл – ребёнок с трудом задаёт вопросы
2 балла – ребёнок умеет задавать вопросы по заданной теме
Результаты диагностики знаний детей до работы над проектом
Список
детей 1блок 2блок 3блок 4блок
Артём 1балл 1балл 1балл 1балл
Никита 1балл 1балл 1балл 1балл
Илья 1балл 1балл 2 балла 1балл
Вика 1балл 1балл 1балл 2 балла
Дарина 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов
Вова 1балл 1балл 1балл 1балл
София 1балл 2 балла 2 балла 2 балла
Дима 0баллов 0баллов 1 балл 1балл
Арсений 1балл 1балл 1балл 1балл
Влад 0 баллов 0 баллов 0 баллов 1балл
Лера 0 баллов 1балл 0 баллов 0 баллов
Маша 1 балл 1балл 1балл 1балл
Алина 1 балл 1балл 1балл 1балл
Иван 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов
Настя 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов
1балл-60%
0 баллов-40%
2балла -0%
1балл- 60%
0 баллов-33%
2балла -7% 1балл- 53%
0 баллов33%
2балла-14% 1балл-60%
0 баллов-26%
2балла –14%
Вывод: Результаты проведённых исследований показали, что у детей недостаточно, а у некоторых слабо сформированы знания о родном городе.
Следующие исследования будут проведены после окончания проекта, где будут видны результаты работы.
Использованная литература.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. .
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Планирование работы по образовательной области «Познание». – М. : Центр дополнительного образования «Восхождение» 2012.
Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009
В. Н. Матова «Краеведение в детском саду». Санкт- Петербург «Детство-Пресс» 2014г.
Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева, Л. Ю. Демихова «Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ» : учебно-методическое пособие-Липецк : ЛИРО, 2011г.
Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. «Дорогою добра. Занятия для детей
5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию». – М. : ТЦ Сфера, 2015г.
Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»-М. : ТЦ Сфера.