Валентина Ваулина
Экологическая сказка: что это такое? Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая сказка, что это такое?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, природа. Экологические сказки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
На примере экологических сказок, ребята учатся правилам поведения в лесу: не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей; беречь лягушек, так как они поедают насекомых; не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек; не разорять муравейники; не ломать на деревьях ветки; не оставлять на природе мусор. Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка.
Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его.
Работа со сказкой включает три этапа. На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально чувственного опыта общения с природой посредством их включения в наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке. Это цикл кратковременных наблюдений, бесед, экскурсий в соответствии с содержанием сказочных произведений. Основная цель которых – подготовить детей к пониманию экологического содержания сказки. В этом мне помогает наша экологическая тропа детского сада.
На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения и овладевают средствами самостоятельного построения и сочинения сказок.
Читая сказку, я использую выразительные, эмоциональные средства ее передачи (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Беседа по содержанию сказочного произведения включает в себя вопросы экологического содержания, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки.
Во время беседы я постоянно обращаюсь к личному опыту детей, поощряю высказывания детей. В процессе подготовки к пересказыванию сказки, возможно использование предметных моделей-картинок по сюжету сказки, дети моделируют события сказки по показу воспитателя, затем составляют ее самостоятельно. Драматизировать, обыгрывать сказку можно по частям. В итоге образовательной деятельности предлагаю нарисовать понравившийся сюжет сказки или слепить героя сказки из пластилина с использованием различных материалов.
Сочиняя сказки с детьми, стараюсь побуждать их к видоизменению, например, предлагаю придумать продолжение сказки, поставив сказочного героя в различные проблемные экологические ситуации.
Эффективный приём «путешествия» по сказке - участие самого ребенка в решении экологической проблемы или принятие на себя одного из сказочных образов. Например, ребенок выступает в роли маленького ручейка, в который хотели бросить мусор или перевоплощается в семечку одуванчика, у которого есть легкий парашютик, с помощью которого семена одуванчика могут разлетаться по белому свету куда ветер понесет.
При анализе сказок, придуманных детьми, обращаю внимание на использование выразительных средств описания природных явлений.
Придуманные детьми сказки включаются в различные виды деятельности: игровую, изобразительную, театрализованную и др.
На третьем этапе происходит творческое использование экологических сказочных сюжетов, в самостоятельной деятельности дошкольников.