Екатерина Курдюкова
Экологические опыты
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт «Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Ход опыта : повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце нагревает предметы.
Опыт «Буря»
Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха.
Публикация «Экологические опыты» размещена в разделах
Ход опыта : дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Опыт «В почве есть воздух, в воде есть воздух»
Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.
Ход опыта : взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.
Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.
Опыт «Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха
(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.
Ход опыта : воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Опыт «Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход опыта : Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
Опыт «Какое значение имеет размер семян?»
Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Ход опыта : Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.
Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта : В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Опыт «Наблюдение за пауком»
Ход опыта : Рассматривание паучка через лупу: как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает, и, подбирая свои ножки, пускается в путь.
Опыт «Уличные тени»
Цели: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход опыта : Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? ( Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.
Опыт «Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.
Ход опыта : Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
Опыт «Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Ход опыта : Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращается в воду.
Опыт «Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда.
Ход опыта :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.
Опыт «Уличные тени от фонарного света»
Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход опыта : Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? ( Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.
Опыт «Определение чистоты снега»
Цель: учить определять чистоту снега.
Ход опыта : Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.
Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»
Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное).
Опыт «Замерзание воды»
Цели: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.
Ход опыта : Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.
Опыт «Свойства снега»
Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.
Ход опыта : В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял).
Опыт «Таяние и замерзание воды»
Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта : Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.
Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.
Опыт «Зависимость состояния воды от температуры»
Цель: закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.
Ход опыта. С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.
Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
Опыт «Вода и снег.»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.
Ход опыта. Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
Опыт «Согреть дыханием узоры»
Если узоры согреть дыханием, что с ними будет?
Вывод: изморозь под воздействием тепла тает.
Опыт «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега.
Ход опыта. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть их неглубоко в снег (зарыть глубоко в снег). понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло; чем больше снега, тем теплее растению.
Опыт «снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
Опыт «Лед – твердая вода»
Цель: познакомить со свойствами воды.
Материал: сосульки (кубики льда, снежинки, тарелочки на каждого ребенка.
Ход опыта. Принести сосульки (кубики льда, снежинки) в помещение, поместив каждую в отдельную посуду.
Как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда? Что с ними происходит? Взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Какая из них растает быстрее? Отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег-это тоже вода.
Опыт «Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства»
Ход опыта. Педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась.) еще не все растения «проснулись» после зимнего сна, как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.
Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов.
Ход опыта. Воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т. д.) наблюдают, какие тонут, а какие остаются на плаву.
Опыт «Кто как двигается».
Ход опыта. Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.
Опыт «Передача «солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.
Материал: зеркала.
Ход опыта. В солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается? (свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик» поставить еще одно зеркало? (он отразится еще один раз).
Опыт «Что будет, если огород не пропалывать?»
Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.
Ход опыта. Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами не тронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте.
Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
Опыт «Что быстрее?»
Цель: формировать представление об атмосферном давлении.
Материал : два листа писчей бумаги.
Ход опыта. Воспитатель предлагает подумать, что будет если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально (показывает, как держать их в руках). Какой быстрее упадет? Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше).
Вывод : вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление.
Опыт «Песок – природный фильтрат»
Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Материал: пластмассовые бутылки, песок, мелкие камешки.
Ход опыта. В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленней, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.
Вывод? Песок – природный фильтр, он очищает воду.
Опыт «Почему не тонут корабли?»
Цель: формировать представление, почему не тонут корабли.
Материал : металлические предметы. Жестяная банка. Таз с водой.
Ход опыта. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами: банка останется на плаву.
Опыт «Что быстрее?»
Ход опыта. Педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист- медленно планируя?
Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.
Опыт «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цели: познакомить с оптическим прибором – линзой, сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения, развивать познавательную активность.
Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, веточки, травинки, волос.
Ход опыта. рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через линзу.
Вывод :при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того какая используется линза.
Опыт «Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Ход опыта : взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок – сыпучий материал.
Опыт «Водопроницаемость песка и глины»
Цели: познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.
Ход опыта. Аккуратно налить воду в стаканчик с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым) Куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) попробовать воткнуть палочку в песок. В какой песок она легче входит : в мокрый или сухой? Затем налить воду в стакан с глиной. Как впитывается вода: быстро или медленно (медленнее, чем в песок.) часть воды остается наверху, на глине. Воткнуть палочку в стакан с водой. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.
Вывод: песок быстрее пропускает воду, чем глина.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло – коричневая, полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Опыт «Как вода поступает к листьям»
Цель: на опыте показать, как вода движется по растению.
Ход опыта. Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрашен. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.