Марина Чекушкина
Экологическая викторина «Пернатые друзья» для детей подготовительной группы группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая викторина на тему: «Пернатые друзья» (подготовительная группа).
Подготовила: Чекушкина М. А.
Задачи:
1. Расширять и уточнять представления детей о птицах, особенностях строения, питания, условиях их жизни, роли человека в жизни домашних, зимующих птиц и перелётных птиц.
2. Продолжать формировать представление детей о приспособленности птиц к окружающей среде.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе при общении с птицами.
Публикация «Экологическая викторина „Пернатые друзья“ для детей подготовительной группы группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Учить устанавливать связи между объектами живой и неживой природы.
5. Развивать диалогическую речь, обогащать образную память и мышление.
6. Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение, желание помогать им.
7. Учить работать коллективно. Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его. Доставить радость от участия в игре-викторине.
Предварительная работа:
Циклы наблюдений за птицами на прогулке, подкормка зимующих птиц на улице, занятия по теме, опыты, занятия по изобразительной деятельности, чтение рассказов и стихов о птицах, отгадывание загадок и кроссвордов, рассматривание альбомов и картин.
Материал:
Картинки с птицами, дидактические игры: “Клювы”, “Ноги”, “Чья это тень”, “Цепочка связей”; плакаты с правилами друзей природы; фломастеры; листы бумаги; свечка; картон; пипетка с водой.
Форма организации: Игра-викторина «Пернатые друзья».
Команды «Знайки» и «Умняшки» сидят за столами друг против друга, рядом стоят две магнитные доски для выставления очков.
1 Конкурс «Разминка».
Воспитатель поочерёдно задаёт вопросы командам.
* Назовите зимующих птиц. Предполагаемые ответы: воробей, голубь, галка, сорока, ворона, синица, снегирь, поползень, дятел, клёст, рябчик, тетерев, глухарь.
* Назовите перелётных птиц. Ответ: ласточка, стриж, цапля, соловей, грач, кукушка, скворец, жаворонок, зяблик, утка.
*Назовите отличия между синицей и ласточкой. Ответы: Синица — зимующая птица, ласточка — перелётная; синица питается несолёным салом, семечками, семенами берёзы, достает личинок из-под коры деревьев, а ласточка хватает насекомых налету; у синицы толстенький крепкий клюв, а у ласточки тонкий.
* Может ли тонкий клюв ласточки расколоть, расщепить твёрдое зерно? Ответ: ласточка тонким клювом не сможет расколоть твёрдое зерно, она ловит мошек клювом, как сачком.
* Что общего у всех птиц? Ответы: один клюв, один хвост, два глаза, две лапки, два крыла, перья. (дети используют для показа схемы – модели «Строение птиц»).
* Роль человека в жизни птиц, живущих в неволе и живущих на свободе.
Ответ: человек кормит и поит домашних птиц, чистит клетку, вывешивает гнездо, помогает выкормить птенцов. Человек делает скворечники для птиц, устраивает кормушки, подкармливает птиц. Иногда вспугивают птиц, гуляя с собаками. Человек оказывает на птиц как положительное, так и отрицательное влияние.
*Для каких птиц человек важнее?
Ответ: Человек важнее для птиц, живущих в неволе.
2 Конкурс «Игры - загадки»
Детям предлагается дидактическая игра «Чьи клювы?». Воспитатель поочерёдно даёт задание.
* Найдите среди этих клювов клюв пеликана. Ответ: у пеликана огромный клюв с кожаным мешком.
* Зачем ему такой клюв? Ответ: Своим огромным клювом пеликан вычерпывает из воды рыбу. В клюве пищи помещается больше, чем в желудке.
*Найдите среди этих клювов клюв аиста. Ответ: у аиста длинный плоский клюв, красного цвета.
* Зачем ему такой клюв? Ответ: своим плоским клювом аист легко достаёт жучков из ила и ловит лягушек.
Детям предлагается дидактическая игра «Чьи ноги?».
* Найдите среди этих ног ноги гуся.
Ответ: на ногах у гуся между пальцами есть кожаные перепонки.
*Зачем гусю такие ноги?
Ответ: Ими удобно грести воду, как веслами, и разгуливать по песку и илу.
*Найдите среди этих ног ноги совы. Ответ: у совы на ногах длинные острые когти.
*Зачем сове такие ноги? Ответ: острыми когтями сова крепко хватает добычу: мышей, зайцев и птиц.
Детям предлагается дидактическая игра “Кто это говорит?”.
*Из данных птиц выберите ту птицу, которая “сказала” такие слова: «Гнездо не строю, растить своих птенцов некогда, соседкам яйца оставляю». Ответ: это кукушка. Кукушки не умеют вить гнёзда и откладывают свои яйца в гнёзда других птиц.
* Найдите птицу, которая могла сказать такие слова: «Мой клюв похож на щипчики, им очень удобно добывать семена сосны и ели».
Ответ: эти слова “сказал” клест. Он своим клювом, похожим на щипчики приподнимает чешуйки, потом шелушит их и языком вытаскивает семечки.
Детям предлагается дидактическая игра “Чья тень?”
*Найдите тень птицы, о которой я загадаю, загадку: «Чик-чирик! К зернышку прыг! Клюй, не робей. Кто же это?» Ответ: Воробей.
*Найдите тень птицы, о которой я загадаю Сова, следующую загадку: «Всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло!».
Ответ: Сова.
3 Конкурс «Докажи опытом».
*Докажите, почему птица расправляет свои крылья в полете?
Опыт с бумагой. Нужно взять два листа бумаги и один из них скомкать. Поочередно бросать их вниз. Расправленный лист планирует, а смятый лист падает быстро вниз. Птица упадет, если сложит крылья.
*Докажите, для чего водоплавающие птицы смазывают перья жиром?
Опыт со свечкой. Птицы смазывают перья жиром, чтобы они не намокли. Нужно взять картон и потереть его свечкой. Капнуть водой на вощёное место и на чистый картон. Там, где тёрли свечкой, вода стечет, не намочив картон, чистый картон промокнет.
4 Физкультминутка. Детям предлагается подвижная игра «Летели две птички». Дети встают в пару имитируют движения птиц.
Летели две птички Машут крыльями.
Ростом невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились, Пружинистые приседания.
Все люди дивились.
Как они вставали,
Нежно целовались. Прижимаются щека к щеке.
Под музыку дети разбегаются. Музыка закончилась, дети садятся.
5 Конкурс «Объясни, как правильно поступить».
* Предлагаю вам оценить конкретную ситуацию и сказать, что в ней сделано неправильно.
Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц (соловей). Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом положила на место.
Ответы детей: Нельзя брать яйца из гнезда.
Воспитатель: Поглядела Нина на яички, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда все ушли, яйца проглотила. Вот к чему приводит неправильное поведение у птичьих гнёзд.
Другой команде воспитатель предлагает такую ситуацию.
*Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
Ответ детей: Птенцов нельзя уносить из природной среды.
Воспитатель: Птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе птицы оказываются неприспособленными к свободной жизни.
7 Конкурс Капитанов.
Каждой команде приготовили набор карточек из дидактической игры “Цепочка связей”.
*Выложите из карточек, на которых изображены сова — ласка — мышь — зерно, цепочку связей и объясните её.
Ответ: Сова — хищник, питается мелкими животными. Она съест ласку. Ласка съест мышь, а мышь питается зерном. Все они связаны между собой.
*Выложите из карточек, на которых изображены сокол — синица — личинка жука — древесина, цепочку связи и объясните её.
Ответ: Сокол — хищник, питается другими животными. Сокол съест синицу. Синица достает из-под коры деревьев личинок жуков, личинки жуков поедают древесину. Они связаны между собой пищевыми связями.
8 Конкурс «Вопрос-ответ».
- Что птицам страшнее голод или холод?
Ответ: птицам страшнее холод
- Чем питаются перелётные птицы?
Ответ: Насекомыми.
- Откуда прилетают к нам снегири?
Ответ: С Севера.
- Чем питается зимующие птицы?
Ответ: Семенами, ягодами, хлебом.
- У какой птицы клюв похож на щипчики?
Ответ: У клеста.
- Почему клесты выводят птенцов зимой?
Ответ: Много корма.
- Какие птицы любят несоленое сало?
Ответ: Синицы.
Вопросы другой команде.
- Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой?
Ответ: Поползень.
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
Ответ: Рябчик, тетерев, глухарь, куропатка.
- Какие птицы улетают осенью последними?
Ответ: Водоплавающие.
- Чем питается дятел?
Ответ: Личинками насекомых, гусеницами.
- Какие птицы хорошо видят в темноте?
Ответ: Сова, филин.
- Какие птицы прилетают весной раньше других?
Ответ: Грачи.
- Какие птицы сбрасывают все перья разом?
Ответ: Пингвины.
Воспитатель подводит итоги конкурсов,хвалит детей за правильные ответы и активное участие в викторине.
Награждение команд медалями и сладкими призами.