Получи документы

Экологическая тропинка «Чудо рядом с тобой» (3 фото)

Светлана Скороходова
Экологическая тропинка «Чудо рядом с тобой»
▼ Скачать + Заказать документы

«Чудо рядом с тобой»

Экологическая тропинка МБДОУ д/с №7 «Белоснежка»

Из опыта работы по формированию целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомлению с природой воспитателя - Скороходовой С. М.

Публикация «Экологическая тропинка „Чудо рядом с тобой“» размещена в разделах

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях идет экологизация развивающей предметной среды, создаются ее новые элементы как внутри детского сада, так и на его территории. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, открывает новые возможности для работы воспитателей и специалистов.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе, в микрорайоне ДОУ. Создание нового элемента эколога – развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи в формировании целостной картины мира в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

В последние годы многие дошкольные учреждения работают над созданием экологические тропы, не осталось в стороне от этого и наш детский сад.

Объекты экологической тропинки детского сада : кустарник жасмина, берёза, рябина,клумба, альпийская горка, птицы, насекомые, муравейник, фитонцидные растения.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Работая над созданием экотропинки, мы ставили перед собой следующие цели:

-развивать интерес к родной природе, способности любоваться ею, и бережно к ней относиться;

- воспитание осознанного отношения ребенка к природе, через общение с ней;

- формировать систему экологических знаний и представлений;

- развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ухаживать и сохранить ее).

На начальном этапе создания тропинки мы обследовали территорию и выделили несколько экологических основных объектов. В их состав вошли: деревья, как плодовые, так и дикорастущие, кустарники, лекарственные и культурные растения, мхи, насекомые, птицы, альпийская горка, фитонцидные растения.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе.

На тропинке проводятся :

наблюдения,

экспериментальная деятельность, опыты,

игры,

театрализованные занятия,

занятия по продуктивной деятельности

экскурсии,

эколого-оздоровительные походы.

С детьми младшего возраста мы организовываем наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Очень важно помнить об интегрированном подходе. Наблюдения за объектами организует воспитатель, свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной, театрализованной деятельностью, в подвижных играх. Воспитатель и специалисты совместно организуют и проводят эколого-оздоровительные походы по тропинке.

Нашу экологическую тропинку мы начали с кустарника жасмина

О жасмине люди придумали такую загадку:

Облако бело, над садом летело, на кусты упало, лепестками стало.

Дети с удовольствием рассматривают кустарник, нюхают аромат его цветов, узнают о том,что жасмин не только красивое, но и полезное растение. Из его лепестков получают жасминовое масло, которое ценится во всем мире очень высоко. У него особый – освежающий, бодрящий аромат! Его используют, как отдушку для зеленого и черного чая, а также в косметической промышленности при изготовлении духов, одеколонов, кремов и лосьонов.

Следующий экологический объект нашей тропинки – берёза, исконно русское дерево, о котором сложено много песен, сказок, былин, загадок.

Берёза белая, плакучая, об этом дереве в народе существует поверие:

В этом дереве - четыре угодья:

Первое - больным на здоровье,

Второе - людям колодец,

Третье - от зимы свет, здоровье (банный веник,

Четвертое - дряхлым пеленанье.

Березу смело можно назвать " зеленой аптекой ", так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.

В коре, листьях, в почках березы много различных полезных веществ. Настой березовых листьев оказывает желчегонное действие, хорошо помогает при заболеваниях почек и ревматизме, атеросклерозе, острых и хронических экземах, лишаях.

Чай их почек березовых помогает при простуде, спиртовую настойку почек березы втирают больные места при ломоте в составах и пролежнях, березовый деготь применяется для лечения различных кожных заболеваний, для заживления трофических язв, деготь входит в состав мази Вишневского.

Дети с интересом узнают о свойствах берёзы, воочию видят её красоту и пользу.

*На лесной опушке стоят подружки, платьица – белены, шапочки – зелены

* Стоит Алёна – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан (загадки)

*Если берёза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета (народная примета)

Третья точка нашей тропинки, которую с удовольствием посещают дети – красная рябина. Она интересна и нарядна в любое время года: и летом, когда зелена, и осенью своим красивым убранством, и зимой, алеющими ягодами, ярко выделяющимися среди белизны снега.

Красная рябина является профилактическим и лечебным средством при витаминной недостаточности.

Много ягодок – огней

Будет осенью на ней.

И подарит для Марины

Бусы красная. (Рябина)

Посещение детьми таких точек экологической тропинки, как клумбы, цветники, розарии, уголки лекарственных растений, альпийской горки, обогащают их опыт, знаниями, приносят массу удовольствия. Дети узнают знакомые растения, учатся отличать похожие друг от друга, знакомятся со свойствами лекарственных растений.

Есть в нашей экологической тропинке и такие точки, как фитонцидные растения - пихта, ёлка. О лечебных свойствах этих растений знают многие.

Фитонциды — это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. На участке нашего детского сада, растут несколько пихт, ёлочки, которые тоже включены в объекты экологической тропинки.

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.

В экологическую тропу включен муравейник. Муравьиные холмики также встречаются на территории детского сада, и дети с интересом наблюдают за снующими туда – сюда муравьями, удивляясь их быстроте и силе.

Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду.

Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

На участке есть отдельные большие камни, они тоже служат украшением нашей тропы и в то, же время служат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, ящериц.

Прилетающие на участок воробьи, синички также служат предметом наблюдений за ними летом, и подкормка с кормушек зимой.

Для каждой возрастной группы определены цели, и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. На тропинке проводятся наблюдения, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и занятия по изо и другим видам деятельности.

Результатом посещения экологической тропинки являются рисунки, поделки из природного материала, которые украшают наш сад.

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми, будут бережно относиться к окружающему их богатству - родной природе. Ведь экологическое воспитание это, прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.

Экологическая тропинка «Чудо рядом с тобой»
Фото «Чудо рядом с тобой»
Экологическая тропинка - фото
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Перфокарты»Дидактическая игра «Перфокарты» Автор: Багандова Рашидат Гаджиевна- воспитатель МБДОУ ДС «Сказка» Дидактическая игра перфокарты. Перфокарта представляет собой лист формата.

Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропинка «Чудо рядом с тобой»
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 21:59
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая тропинка «Чудо рядом с тобой»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Скороходова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД