Валентина Гранина
Экологическая тропинка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропинка в ДОУ
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,
ни зуба, чтобы защищаться от недругов.
Её сокровища вверены нашей совести,
справедливости, уму и благородству.
Л. Леонов
В нашем МДОУ «Светлячок» существует экологический комплекс. В него входят такие элементы, как: экологическая тропинка, мини - лаборатория, природные уголки в группах.
Публикация «Экологическая тропинка в ДОУ» размещена в разделах
Ежедневно для экологической работы с детьми воспитатели используют природный уголок в группах, но особый интерес у детей вызывает экологическая тропинка. Начиная с 2006 года, мы оборудовали экологическую тропинку на территории д/сада, ставя перед собой задачу, которой является создание условий для формирования у ребенка экологической культуры.
Для создания тропинки мы проконсультировались с учителями биологии и географии ближайшей школы, нарисовали план территории д/сада с нанесением всех построек. Затем создали карту – схему экологической тропы. Детям нравится знакомиться с природными объектами, наблюдать за ними, исследовать их. Общаясь с природой в непринужденной форме, у детей развивается познавательная и эмоциональная сфера.
Расскажу немного о нашей экологической тропинке, которая расположена на территории детского сада. Вместе с детьми выбрали «хозяина тропы» лесного человечка Боровичка, который встречает ребят на начальной точке. Тропа начинается с «аллеи первоклассников», которая обновляется с каждым годом новыми молодыми деревцами березы, рябины, ели. В центре участка растут три больших куста черемухи и рябины, которые радуют глаз не только детей, но и взрослых. Начиная с весны, дети наблюдают за распускавшимися листочками и цветками, а в конце лета и поздней осенью дети наблюдают за массовыми скоплениями птиц на деревьях.
На небольшой возвышенности находится большая аллея из старых деревьев, таких как тополь, ель, лиственница. Аллея огорожена большими камнями, под которыми нашли свое убежище многие насекомые, улитки, маленькие ящерицы. На аллее проходят занятия, беседы. Дети рассматривают стволы, ветви, покров деревьев, беседуют об отличиях хвойных и лиственных деревьев.
Совместно с родителями посадили новые виды хвойных деревьев (кедр, пихту, ель, лиственницу). После сильного снегопада в июне месяце на территории д/сада повалилось два тополя, за которыми мы наблюдаем, как постепенно под ними появляются новые насекомые и жучки. Один пень оставили нетронутым (летом будем продолжать наблюдения за ним, а второй ровно спилили. Из леса привезли усыхающее старое дерево, на котором с годами наросло много грибов, лишайников и мха. Для разнообразия выкопали неглубокую яму, залили ее водой, сделав небольшой водоём, а выкорчеванные камни положили рядом. Создавая небольшой водоем с водными растениями, мы увидели, что это дает положительный эффект на детей и с познавательной и с эстетической точек зрения. Под старой березой, в стороне от дорожки находится маленький муравейник, за которым дети наблюдают, начиная с весны. Место это оградили и поставили табличку.
Любимым местом детей служит лужайка, где они знакомятся с экосистемой луга, им объясняют многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С двух сторон лужайка огорожена забором, вдоль которого выражены кусты жимолости и смородины. Начиная с весны, дети наблюдают за кустарниками: когда появляются почки, цветки, ягодки; следят за обработкой кустов от вредителей и сами принимают участие в подкормке растений. Огромную радость детям приносят бабочки и пчелы, за которыми они наблюдают, когда те опыляют цветки. Вдоль кустов есть небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
На краю лужайки мы устроили фито-огород – посадили лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, мать-и-мачеху, календулу). По всей лужайке растет подорожник.
В стороне построили избушку Айболита (станция скорой помощи) – место инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, грабли, секатор и др.).
В центре участка находятся цветочные клумбы. В теплое время года дети ежедневно наблюдают за разнообразными насекомыми (пчелами, осами, бабочками, шмелями, которые опыляют цветы и собирают нектар.
Последний объект тропы – площадка для отдыха. Здесь дети сидят за столиками, занимаясь изодеятельностью, делятся впечатлениями, отдыхают. Здесь же проходят театрализованные представления, комплексные занятия, исследовательская работа, закрепление пройденного материала.
Дети нашего детского сада с огромным интересом общаются с природой, посещая экологическую тропинку, которая способствует формированию познавательного и эмоционального развития детей.
1. Уголок природы в группе.
Для создания уголка природы в своей группе мы совместно с родителями собрали в достаточном количестве разнообразный природный материал, который поместили в экспериментальном уголке. Здесь дети самостоятельно экспериментируют с песком, камнями, исследуют их с помощью лупы, играют с этими материалами. Организация такого уголка дает возможность самостоятельно заниматься экспериментами с различными материалами каждому ребенку.
2. Уголок природы.
В живом уголке установлен аквариум с тремя разновидностями золотых рыбок разных размеров. В аквариуме есть водные растения и водоросли, улитки, где мы показываем детям различные виды взаимосвязей животных и растений. В клетке живет хомячок, у него есть домик. Рядом размещен аквариум с черепашками.
Большое влияние на ребенка оказывает возможность постоянного общения с живыми существами и ухода за ними. Детям интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных. Наблюдения за их поведением, общение с ними доставляют детям много познавательной радости.
В уголке размещены комнатные растения: это цветущие и вьющиеся. Выращивание растений позволяет воспитателю организовать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей.
Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих растениях и животных, предметы ухода за ними. Главное место в уголке занимает календарь наблюдений, в нем отмечается время года, суток, сезонные изменения по дням недели.
На подоконниках созданы мини-огороды с посадками (лука, укропа, овса, рассады, где дети сами участвуют в посадке культур, их поливе, рыхлении почвы, наблюдают за их прорастанием и ростом. В уголке природы дети ухаживают за растениями, протирают листья, опрыскивают их. Еженедельно организовываем коллективный труд детей в уголке.
3. Выставочный уголок.
После проведения занятий в группе выставляются все рисунки, поделки детей. Лучшие работы представляют на выставке всего детского сада. В каждое время года оформляется выставка фотографий детей и родителей во время общения с природой. В уголке вывешиваются фотографии детей с обитателями живого уголка и участия детей в экологических праздниках, развлечениях.