Наталья Бурмистрова
Экологическая тропа «Зима» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи:
1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней.
Публикация «Экологическая тропа „Зима“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуации, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
3. Развивать любознательность детей, кругозор, учить делать выводы.
4. Систематизировать и углублять знания детей о зимующих птицах, растениях зимой, животных, природных явлениях, о состоянии окружающей среды.
5. Закреплять знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы, о правилах безопасного поведения на улице зимой.
6. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в подвижных играх движения со словами.
7. Развивать речь детей, отвечая на вопросы полным распространенным предложением; обогащать словарный запас детей.
8. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
9. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Предварительная работа с детьми:
Чтение художественной литературы (сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»). Отгадывание загадок, наблюдения в природе, изготовление кормушек. Беседы о зиме, свойствах снега и льда, зимних явлениях природы, о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей. Рисование зимних пейзажей. Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».
Оборудование и материалы:
План маршрута;
Таблички с названиями остановок;
Игрушка бурый медвежонок;
Корм для птиц;
Лопатки для снега;
Обручи, дуги;
Маски кота, двух Морозов, цветные шнуры;
Формочки (баночки, совочки, цветная вода;
Эмблемы, сладкие подарки.
Ход развлечения:
В группе появляется игрушка – бурый медвежонок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, а вам не кажется, что бурый медвежонок должен в это время года спать? (Ответы детей)
Воспитатель берет мишку в руки и делает вид, будто внимательно слушает мишку.
Воспитатель: Мишка говорит, что никогда не видел зимы, хочет все знать о ней и просит вас помочь ему в этом. Поможем мишке? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда нам пора отправляться в путь. Сегодня мы совершим путешествие по экологической тропе, и мишка пойдет вместе с нами.
Воспитатель подводит детей к плану маршрута, они рассматривают его и обсуждают. Дети одеваются на прогулку. Выходят на улицу.
1 остановка: «Зима»
- На нашей первой остановке мы поговорим о любимом времени года, а о каком, вы сейчас узнаете, если отгадаете загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
Воспитатель: Правильно. Название первой остановки – «Зима»!
- Какое настроение у вас вызывает зима?
- С какими красками она дружит?
- А вы любите зиму и за что? (Ответы детей)
- У зимы три месяца. Как они называются?
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
Когда день короче: зимой или весной?
(Зимой день короче, так как солнце не поднимается высоко).
Воспитатель: Назовите признаки морозной погоды.
(Холодно, снег скрипит под ногами, пар изо рта, иней на деревьях, морозные узоры на окнах).
Воспитатель: Мишка хочет знать, какие признаки теплой зимней погоды вы знаете?
(Снег идет крупными хлопьями, тепло, светит солнце, капель).
Воспитатель: Мишка хочет много знать, подскажите ему, как можно определить, есть ли ветер на улице, и в какую сторону он дует?
(По наклону веток деревьев, по дыму из труб, флюгер).
Воспитатель: Дети, наш гость совсем замерз, давайте поиграем в подвижную игру.
Подвижная игра «Два Мороза»
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше по нашей экологической тропе.
Друг за другом мы встаем,
К зимушке - зиме пойдем,
В царство снежное отправимся гулять, (Дети маршируют).
Будем бодро, весело шагать.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Побежим мы поскорее,
Ножки с ручками согреем.
2 остановка: «Растения под снегом»
Воспитатель: Скажите, нужен ли снег? Для чего? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим. Сейчас мы расчистим снег и узнаем – что же спрятано под ним? (Дети берут снеговые лопатки, заранее приготовленные на этой остановке, и расчищают снег)
Что же это?
Воспитатель: Какая трава цветом?
Почему она зеленая, ведь сейчас холодно? Как же она не замерзла? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям снова накрыть травку снегом.
Воспитатель: Итак, вторая наша остановка называется – «Растения под снегом».
Так как же заботится Матушка-Зима о деревьях, кустах, траве? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Под снегом сохраняются травянистые растения, зеленые всходы будущего урожая. Хотя снег холодный, под его покровом растениям тепло: снег защищает их от ветра и мороза.
А как называются зеленые всходы будущего урожая? (Озимь)
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке говорится о пользе снега для растительности? (Сказка «Мороз Иванович», в этой сказке Мороз укрывал растения мягкой, белой периной)
Воспитатель: Дети, мишка вами очень доволен. Он говорит, что вы большие молодцы, очень много знаете о зиме.
А наша экологическая тропинка ведёт нас дальше. Чтобы попасть к следующему объекту, нужно проползти через туннель. (Дуги)
3 остановка: «Берёза»
- И куда же нас тропинка привела? (Ответы детей)
- Конечно, к красавице березе!
- А как вы узнали, что это береза? (Ответы детей)
- Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная с темными черточками, тонкие веточки свисают вниз. Береза очень красивое дерево! Вот как в стихотворении «Береза» Сергей Есенин описывает это удивительное дерево:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Поэт это очень красиво и образно описал березу в этом стихотворении.
- Ой, ребята, посмотрите, чтобы дальше нам пройти, болото надо перейти. (Попрыгать через обручи).
4 остановка: «Следы на снегу»
Идем по тропинке, рассматриваем следы на снегу: птичьи, следы кошки, собаки.
Воспитатель:
- Чьи следы? Одинаковые они или разные? Как вы думаете, почему?
(Большие следы принадлежат большим птицам, маленькие – маленьким). Чем отличаются следы птиц и животных?
- Почему здесь много птичьих следов? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Птичьи следы привели нас к птичьей столовой.
5 остановка: «Птичья столовая»
- Ребята, а кто из вас знает, что это такое?
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
- Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка? (Эта кормушка для птиц)
- Какие птицы прилетают к нам на участок зимой? (Воробьи, голуби, вороны, сороки, снегири, синицы)
- Послушайте загадки и отгадайте, что это за птицы.
1. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как ее зовут? (Синичка).
2. Уличный мальчишка в сером армячишке.
По двору гуляет, крошки собирает. (Воробей).
3. Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь).
4. Все я вижу, все я знаю, а не знаю — так узнаю.
Не узнаю — не беда, можно выдумать всегда.
Что творится в лесу — на хвосте принесу. (Сорока).
- Как мы с вами заботимся о птицах? ( Насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки).
- Зимой птицам особенно трудно найти корм; он замерз, или находится под снегом.
- Каждая птичка любит свой корм. Синичек можно покормить салом; воробьев, голубей и ворон - хлебными крошками, семенами и крупой; снегирей - ягодами рябины.
- А сейчас мишка подсказывает нам, что пора пригласить птиц к обеду. Мы приготовили птицам вкусное угощенье.
Раскладываем угощения по кормушкам.
Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой».
Подвижная игра «Воробышки и кот».
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше.
- Давайте, как настоящие экспедиторы, пойдём ходьбой «лыжника».
Дети выстраиваются в колонну по одному.
Когда дошли до поворота, воспитатель спрашивает: «Куда дальше?» (налево, ещё налево, прямо, направо). До веранды идут разными способами ходьбы (змейкой, перешагивают сугробы, боковой галоп).
6 остановка: «Зимняя лаборатория»
Воспитатель: Друзья, занимайте места в «лаборатории». Здесь мы будем проводить опыт со снегом. Ребята, скажите, каким бывает снег в теплую погоду? (тяжелый, темный, хорошо лепится)
- А в морозный день? (легкий, мягкий, рыхлый, пушистый, скрипящий, серебристый)
Давайте наберём в наши формочки снег и определим, какой снег сегодня. (Дети подбрасывают снег вверх, пробуют его слепить). Дети называют свойства снега (рассыпчатый, сухой: если его подкинуть вверх, он разлетится; лё гкий: он мягко садится на землю; не липкий: руками не лепится, и если перевернуть формочку, она не сохранится).
- А когда снег бывает липкий? (Когда он влажный, когда нет мороза).
Я сейчас налью в баночки со снегом цветную воду. Скажите, а теперь снег по весу такой же, как и без воды? (Тяжелее). Правильно, сырой снег тяжелее сухого. Ребята, попробуйте сделать на столе куличик. Получилось? Почему? Сколько получилось разноцветных формочек! (можно посчитать, сколько оранжевых, сколько фиолетовых, каких больше, каких меньше) Что с ними будет, если мы оставим их здесь? (они застынут). Почему? (на улице мороз, а вода на морозе застывает). И завтра мы сможем украсить ими свои постройки!
- Ребята, давайте дальше продолжать путь и посмотрим на карту, куда же нам идти дальше? (ответы детей)
7 остановка «Снегу бой»
Воспитатель: А теперь мы пройдем на участок и уберем снег с дорожек, лесенок, скамеек, чтобы нам было лучше гулять.
Идет уборка участка.
Воспитатель: Ну вот, посмотрите, на нашем участке стало чисто и уютно. А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо – плохо».
- Зимой много снега – это хорошо? (Можно играть в снежки, кататься на санках). Плохо? Что может произойти на дороге, когда много снега?
(Снегоуборочные машины не всегда справляются со снегопадом, и на дорогах образуются заторы).
- Но очень часто зимой под снегом может быть и лёд. Лёд – хорошо или плохо?
Когда лёд – хорошо? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, ходить на зимнюю рыбалку.)
- А когда лёд – плохо? (Можно поскользнуться и упасть. На дорогах – заторы. Можно провалиться под лёд на реке.)
- Молодцы! Вы всё правильно сказали. Но чтобы с вами не случилось несчастье, какие правила безопасности нужно соблюдать во время гололёда?
* Необходимо смотреть под ноги. Обходить замёрзшие лужи, склоны, лестницы.
* Не торопиться, не бежать. Особенно через проезжую часть, т. к. машина на скользкой дороге не может остановиться сразу.
* Передвигаться по льду нужно осторожно, наступая на всю подошву.
- Нельзя ходить и кататься по замёрзшим речкам и озёрам и проверять прочность льда ударом ноги. И те, кто ходит по льду, подают плохой пример другим. А кататься на коньках нужно на катке.
- Скажите, в чем лучше лепить снежки? (В варежках.) Почему?
- Ребята, а можно снег брать в рот? (Нельзя брать в рот, потому что он грязный)
- А вы знаете правила игры в снежки? Что делать нельзя? (Нельзя целиться в голову и лицо, кидаться обледенелыми снежками и кусками льда.)
- Что может произойти в этом случае? (Можно получить травму)
- А какие существуют правила катания с горки?
Скатился с горки – сразу же отбегай в сторону.
Заходить на горку сбоку, где не катаются.
Не врезаться в другие санки и в людей.
- Можно ли кататься с горки рядом с дорогой? (Нельзя, попадёшь под машину)
- Ребята, зимой опасности нас могут подстерегать не только под ногами, но и наверху, над головой. Давайте поищем и найдём эти опасности. (Дети находят сосульки)
Почему же они такие опасные? Посмотрите, какие они красивые, блестящие, как леденцы. Так и хочется их лизнуть. Нельзя? А почему? (Они холодные и грязные, можно заболеть)
Чем еще опасны сосульки?
- Ребята! Мы с вами сегодня поговорили о безопасности во время зимних прогулок. О том, что такие весёлые зимние забавы могут приносить не только радость, но и огорчения. А если с вами случилась беда, или вы увидели, что в беду попал другой человек, что нужно сделать? (Позвать на помощь) Правильно! Или позвонить по телефону на номер 112 – это служба спасения.
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по экологической тропе. Ребята, вам понравилась наша встреча с природой сегодня? Что вы узнали нового и интересного, давайте вспомним? (Ответы детей)
Воспитатель: Мишутке пора идти домой, в берлогу. Он благодарит вас за полученные знания о зиме. Вы сегодня были все внимательны, собранны, помогали птицам, животным и растениям. Вы столько много знаете о природе! Вы доказали, что вы настоящие защитники природы, и можете с гордостью вступить в клуб юных экологов. Я вам всем хочу вручить эмблемы юного эколога.
Юные экологи - это дети, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят, чтобы был чистый воздух, вода, чтобы люди убирали за собой мусор, не оставляли его в лесах и т. д. Всегда поступайте правильно. Ведь вы настоящие защитники природы. А еще мишутка дарит вам сладкие подарки. Воспитатель вручает детям эмблемы и подарки.