Меслимя Асеинова
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Значение экологической тропы.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Публикация «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление.
Наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Слайд 2
Цель создания экологической тропы : развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы :
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Слайд 3-4
«Приложение 1»
Объекты экологической тропы.
2. Цветочная станция.
Информация об объекте.
«Цветочная станция» - это ограниченная территория (клумба, где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Цель:
- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия
Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения.
Слайд 5
3. Птичья столовая.
Информация об объекте.
На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
Слайд 6
4. Лес.
Информация об объекте
На территории ДОУ посажены молодые саженцы.
Цель:
- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;
- развивать любознательность у детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Рекомендации по организации работы с детьми:
— рассматривание и наблюдение за деревом в разное время года;
— сравнение с другими деревьями;
— забота человека о деревьях;
использование луп для наблюдений;
— проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины
деревьев, рисование тени деревьев;
— сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Объекты для наблюдений: группа кустов на полянке, разного возраста и высоты, крона деревьев.
Слайд 7
5. Место отдыха человека.
Информация об объекте
Зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта. Объект тропы, оборудован таким образом, чтобы дети могли посидеть на бревнах у костра. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.
Цель:
восстановление психологического комфорта;
проводить наблюдения за травами, кустарниками, насекомыми, пнями;
развивать любознательность у детей.
Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер, травы, насекомые, деревья, кустарники, пни.
Слайд 8
6. Фруктовый сад.
Цель: закрепление знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях.
Задачи:
Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов.
Развивать наблюдательность, вкусовой анализатор.
Закрепить у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.
Воспитывать любознательность.
Оборудование.
Плодовые культуры:
Яблоня ( Сорта яблонь: Антоновка, Анис алый, Боровинка, Грушовка московская, Белый налив).
Смородина (семейство Крыжовниковые). Многолетний кустарник.
Слайд 9
7. Зелёная аптека.
Информация об объекте
Зелёная аптека позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Цель:
повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
улучшение эмоционально-психического состояния детей;
приобщение детей к здоровому образу жизни.
Слайд 10
8. «Огород».
Информация об объекте
На территории детского сада есть объект – «Огород».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель:
расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке);
обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
Оборудование. Овощные культуры.
Рекомендации по организации работы с детьми на огороде:
Труд на огороде:
Подготовка земли к посадке растений;
Высадка рассады;
Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая; Подготовка земли к зиме.
Наблюдения:
Биологические особенности овощных культур;
Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения;
Связь с насекомыми;
Сенсорное развитие детей.
Беседы:
«Роль овощей в жизни людей»;
«Роль людей в жизни овощей»;
«О полезных свойствах овощей» и т. д.
Слайд 11
9. Метеостанция
Информация об объекте
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.) При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.
Цель:
- обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
Слайд 12
10. "Муравейник"
Информация об объекте
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Цель:
углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;
воспитывать бережное отношение к муравьям.
Объект наблюдения:
муравейник
Слайд 13
Список источников
1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
2. Леонтьева, О. М. Экологическая тропа // Дошколёнок. ру – URL : https://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
4. Пенькова, Л. А. Безгина Е. Н., Евфратова Т. Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М. : Творческий центр, 2008 – 103 с.