Ирина Пичугова
Экологическая тропа как элемент окружающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
И. В. Пичугова
Выступление на научно-практической конференции ««Развитие педагогического потенциала как фактор обновления качества образования»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Проблеме экологического воспитания дошкольников посвящены многие отечественные исследования – Саморукова П. Г., Кондратьева Н. Н., Воронкевич О. А., Рыжова Н. А., Николаева С. Н. В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Экологическая тропа как элемент окружающей среды» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Мы считаем, что экологическая тропа является одной из эффективных форм для формирования у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, проведения исследовательской деятельности. Сегодня дошкольники многих детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют ее. Появившись впервые как тропа для взрослых, этот элемент развивающей предметной среды стал очень популярным в дошкольных учреждениях. Потому что помогает реализовать очень важную педагогическую идею — воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное — появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять!
Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в нашем детском саду №16 «Росинка», на которой созданы условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Всего на экологической тропе, которая проходит на территории детского сада, 22 остановки. Остановки имеют свои названия (лекарственные травы, берёзовая роща, муравейник, многолетники и т. д.). На каждой остановке разработан цикл занятий с использованием загадок, пословиц, стихов с описанием растений, иллюстративного материала, сказок познавательного характера. На занятиях-экскурсиях используются игровые приёмы, методы моделирования, методы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) : игры «Хорошо — плохо», «Теремок» и др.
Чтобы определить уровень знаний детей о животном и растительном мире, провели диагностику. Критерии диагностики составлены в соответствии с программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Диагностические задания были подобраны по возрастам на каждой остановке. В результате был выявлен очень низкий уровень знаний закономерностей, лежащих в основе природных явлений, какие растения растут рядом, как они называются, какую пользу приносят, как о них нужно заботиться.
Встала проблема:
повысить интерес к миру природы, дать знания о нем, развивать речь и мышление детей;
дети выпускаются из детского сада и как бы забывают правила поведения в природе и, находясь на территории детского сада в неурочное время, ломают ветки, рвут цветы, сорят. Я думаю, что эта проблема может решаться только совместно со школой.
Поэтому назрела потребность в создании проекта «Войди в природу другом».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые непосредственно окружают ребёнка в определённое время года.
Дать детям систематические знания о растениях, которые растут на территории детского сада, на основе экологической тропы.
ЗАДАЧИ:
1. Создать Красную книгу детского сада.
2. Систематизировать знания о явлениях в природе на основе экологической тропы.
3. Формировать экологическую культуру ребёнка (заботиться о растениях и животных, бережно относиться к природе).
В рамках проекта проведены мероприятия:
Тематические занятия, прогулки, экскурсии («В гости к белым берёзам», «Здравствуй, дедушка Тополь», «Лето к нам пришло», «Войди в природу другом», «В гости к маленьким друзьям» «Зелёная аптека» и т. д.)
Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.
Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание срезов).
Уход за цветами на экологической тропе.
Уборка мусора на экологической тропе.
Акция для родителей и детей: «Дерево моего детства», «Сбор лекарственных трав» и т. д.
Совместное придумывание экологических сказок.
Создаётся Красная книга «Защити меня малыш».
Дети знают о жизни растений на территории детского сада в разные времена года. Разработаны методические пособия по воспитанию экологической культуры дошкольника (конспекты занятий, план по наблюдениям и экспериментированию, есть начало исследовательской работы с детьми). Например – на нашем участке растут разные виды клёнов, (американский и обыкновенный). Мы наблюдаем за ними в разные времена года, защищаем, заботимся о них. При этом сравниваем листья (ствол, ветки, высоту, семена и т. д.). Во время исследования решаем многие вопросы. Привлекаем родителей к воспитанию экологической культуры детей. (презентация экологической тропы).
Разработана схема экологической тропы в текстовом и электронном вариантах. Наблюдаемые природные объекты представлены в разные времена года, что позволяет познавать закономерности лежащие в основе природных явлений, единство и многообразие живых существ, изменение и развитие природы, а также влияние человека на природу.
Презентация экологической тропы помогает : развивать эстетические чувства, связанные с красотой природы; подчеркнуть своеобразие и неповторимость каждого объекта.
По итогам исследовательской работы сделаны следующие выводы:
- Развитие познавательных интересов у детей появляется от создания у них интереса к объекту наблюдения, на основании грамотно построенных вопросов, задаваемых им во время бесед, рассматривания и сравнивания объектов.
- Дети получили большой объем знаний, стали более раскрепощенными, охотно беседуют на экологические темы между собой.
Хочется сказать о той работе, которую мы провели с родителями. Ведь не секрет, что воспитателю трудно работать без единомышленников. Родители с интересом отнеслись к тому, что дети расширят знания о мире природы. Педагоги предложили рекомендации по организации домашних прогулок и содержанию животных дома.
Кроме того, было проведено открытое занятие «Сбережем окружающую природу». Родители с удовольствием наблюдали за своими детьми, слушали их ответы и одобрили работу по экологическому воспитанию.
Проведя работу, мы повторили диагностику знаний детей. Сравнительный анализ показал более высокий уровень знаний на конец года. Знания детей о животных: высокий уровень - 36,8%, средний уровень - 61,2%, низкий уровень – 2%; о растениях: высокий уровень -53,6%, средний уровень - 44,4%, низкий уровень – 2%.
Результаты:
создана система работы по экологическому воспитанию детей 3-7 лет;
расширились и обогатились знания детей об окружающей природе;
дети стали проявлять познавательный интерес к явлениям природы, их закономерности, активно мыслить ( стали задавать проблемно-поисковые вопросы: зачем? почему? где, ответы дошкольников стали более развернуты;
дети бережнее относятся к живой и неживой природе
в ходе общения установился тесный контакт с детьми и родителями;
Литература
1. Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ (игровые и семинары по экологической культуре) – М. : ООО «Центр педагогического образования», 2008
2. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду (методические рекомендации(. М. : ООО «ТЦ Сфера», 2008
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Академия,1999
4. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. – «Карапуз», 2005
5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007
6. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007
7. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
8. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007
9. Шорыгина Т. А. Лекарственные травы. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007
10. Шорыгина Т. А. Травы. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007