Калашнёва Ольга Владимировна
Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родному краю у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа, как средство формирования экологической культуры и любви к родному краю у дошкольников.
Калашнёва Ольга Владимировна
старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 4 «Дюймовочка»
г. Лукоянов, Нижегородская область
«Любовь к Родине начинается с любви к природе» (К. Паустовский).
Публикация «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родному краю у дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе возможно лишь, начав работу в раннем детстве. Ознакомление с природой входит в программу дошкольного образования, построенную на основании комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильев, по которой работает наш детский сад.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами реализация Программы дошкольного образования должна быть построена в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и взаимодействия с родителями. (1) Создание экологической тропы на территории детского сада как нельзя лучше соответствует современным требованиям и условиям организации образовательной деятельности.
Стараясь сделать территорию детского сада познавательной, интересной, сказочной перед нами стояла задача в создании «экологической тропы» для расширения экологического пространства с целью пополнения системы экологических знаний детей в условиях приближённых к реальным. На территории нашего детского сада имеется хорошо освещенный участок с дикорастущей растительностью, на котором мы и решили создавать экологическую тропу. Далее перед коллективом нашего детского сада встала необходимость благоустройства выбранной нами территории, чтобы она была интересна и притягательна не только для детей, но и для родителей. С этой целью разбили цветники, вместе с детьми и родителями посадили деревья и кустарники, оформили альпийскую горку камнем-песчаником, цветами и травами.
Наша экологическая тропинка состоит из определенных маршрутов, по которым мы будем путешествовать осенью, зимой, весной и летом, и узнаем много интересного и удивительного вокруг нас. Для повышения интереса, педагоги совместно с детьми выбрали «хозяина тропинки» - сказочного героя - Лесовичка, который встречая детей, предлагает двигаться по различным маршрутам и периодически посылает детям письма-задания. За оказанную помощь и выполненные задания-загадки, сказочный персонаж оставляет сюрпризы: сладости, книги о природе, игрушки.
Первый маршрут – «Азбука здоровья». Шагая по лесной дорожке, мы попадаем на полянку лекарственных растений, где растут ромашки, мята, подорожник, мать- и- мачеха. Рядом в деревянной избушке живет Мудрая Совунья. Она знакомит детей с пользой этих растений, способных частично заменить химические препараты, и просит ребят беречь их. Затем Совунья предлагает пройтись по тропе здоровья, которая выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, вымощенных разнофактурным природным материалом : спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок, мох, желуди. Они выполняют функцию природной массажной дорожки, оказывая закаливающее и тонизирующее воздействие. Пожалуй, это одно из самых любимых развлечений наших ребят от которого они получают массу положительных эмоций!
Не менее интересен для детей и маршрут «Деревенский дворик». Вдоль дорожки нам встречаются фигуры домашних животных, выполненных из дерева: кошка с котятами, лошадь с жеребенком. Проходя вдоль них вспоминаем с ребятами, что они едят, как называются их детеныши и другие подходящие образовательные задачи. Макет мельницы и деревенского колодца, сделанные совместными усилиями педагогов и родителей, дает детям представление о сельском быте. Затем нас встречает фермер с тележкой, наполненной урожаем, как бы предлагая совершить экскурсию в огород. Там мы знакомимся с овощными, ягодными и плодовыми культурами, произрастающими в нашей местности, узнаем, как нужно за ними ухаживать. Дети старшей и подготовительной групп с удовольствием трудились лотом и вырастили первый урожай овощей. Затем тропинка приводит нас в удивительный цветник. Мы ухаживаем за цветами: поливаем, рыхлим; проводим наблюдения за ростом и развитием растений; и конечно, любуемся их красотой. Деревенский маршрут способствует воспитанию у детей трудолюбия уважения к труду на земле, позволяет увидеть его результат и оценить его эстетическую составляющую.
Двигаясь по маршруту «Удивительное рядом», мы наблюдаем за живой природой в естественной среде - птицами, насекомыми, растениями - в разное время года. На деревьях скворечники и кормушки - это мы попали в птичий городок. Он предоставляет хорошую возможность понять роль птицы в природе и пользы для человека, обогатить представления детей о зимующих и перелетных птицах, осознать необходимость помощи птицам в зимний период и покормить их. Дальше по маршруту находится «дом с тысячей жителей» - большой муравейник. Здесь знакомимся с неутомимыми тружениками природы, которые являются примером трудолюбия и аккуратности, отгадываем загадки веселого Муравьишки и играем с ним. Подходим к центру маршрута - чудесному водоему с альпийской горкой. Его хозяйка - Царевна Лягушка - предлагает детям провести «Чудесные превращения». Это занимательные игры, опыты и эксперименты с водой на закрепление свойств жидкости. Тут начинается наша исследовательская деятельность. К примеру, мы набираем и окрашиваем воду, пускаем кораблики, чтобы определить силу и направление ветра. (2) Дети младшего возраста могут кинуть камешек в водоем, который сразу утонет, затем сравнить его с пластмассовой уточкой, не желающей идти на дно (3).
На экологической тропе мы стараемся развить у детей эмоций, умение удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, видеть красоту окружающего мира непосредственно наблюдая за объектами и явлениями и активно взаимодействуя с ними.
Литература:
1. Николаева, эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Губка Н. С. «Секреты волшебства» ООО Издательство «Ранок», 2011
3. Таглина О. В. «Секреты живой природы» ООО Издательство «Ранок», 2011