Александра Малинина
Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, из-за ухудшения экологического состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности людей. Каждый из тех, кто причинял или причиняет вред природе, когда-то был ребенком. Именно поэтому необходимо начинать экологическое воспитание с раннего возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В дошкольных учреждениях к задачам экологического воспитания детей относят: расширение знаний детей об окружающей среде, о взаимодействии ее компонентов; ознакомление с методами ухода за растениями и животными; ознакомление детей со способами сохранения и поддержания окружающей среды; формирование бережного отношения к природе.
Существует множество форм организации занятий по экологическому воспитанию. Но по-настоящему эффективным и интересным оно становится после создания таких условий, в которых дети на практике решают определенные задачи. На наш взгляд, одной из таких форм является экологическая тропа. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Умения, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Именно такой комплекс способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление о правильном, бережном отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. С возрастом, они учатся применять полученный опыт на практике на протяжении своей жизни.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дошкольники приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Организация экологической тропы начинается с разработки маршрута и планирования экологических объектов. На плане отмечаются те интересные природные объекты, которые уже существуют на территории ДОУ. Это могут быть аллеи, разросшиеся кустарники и деревья, лужайки, культурные посадки и др. Информация и оформление объектов экологической тропы может изменяться и дополняться. Например: можно посадить новые виды хвойных деревьев возле уже имеющихся; устроить зеленую аптеку с лекарственными травами; посадить редкие, экзотические растения; спланировать рябиновую, липовую, сиреневую аллеи. Лучше, если помимо растений, на территории экологической тропы будут объекты животного мира, например, уголок насекомых, объект с птичьими кормушками и скворечниками и другое.
Итак, экологическое воспитание имеет особое значение именно в системе дошкольного образования, так как оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения: с тем, что ребенок видит каждый день. На экологической тропе создаются наиболее эффективные условия для формирования у ребенка экологической культуры, экологической грамотности и гуманного отношения к живым объектам природы.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно в период дошкольного детства происходит основной этап формирования и развития элементарных представлений об окружающем мире. Тем самым решается главная задача нашего времени – формирование экологической культуры человека.