Юлия Зайцева
Экологическая тропа «Аптечные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Станция экологической тропы
«Аптечные растения»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Публикация «Экологическая тропа „Аптечные растения“» размещена в разделах
- Растения. Изучаем мир растений
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Основными целями работы являются:
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Общие рекомендации по работе с детьми
на экологической тропе детского сада :
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Программное содержание: Расширить представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях, развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Воспитывать желание беречь природу.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Примерная деятельность работы на экологической тропе
«Аптечные растения»
Младший дошкольный возраст.
Воспитатель достает и читает детям письмо:
У моего сыночка пропал аппетит,
Он не ест и не пьет,
Что делать?
(Слон).
- Ребята, кто узнал этот цветок? (Показывает ромашку лекарственную).
Ромашка очень полезна, ее лепестки сушат и заваривают чай.
Средний дошкольный возраст.
«Ромашка».
Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички (ромашка)
Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов,cвежим отваром из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.
Старший дошкольный возраст.
«Одуванчик».
Давайте рассмотрим одуванчик. Как вы его узнали? (по цвету). Ребята, это ярко – желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? (аккуратно выкапываем растения, стряхиваем почву). Что это? (корень). Какой он? (ответ детей). Что от него отходит? (множество подземных отростков, которые называются корневище). Для чего корневище? (в нем запасаются питательные вещества). Правильно, а вот это корневище у одуванчика, посмотрите какое оно мощное. Еще что есть? (листья). Какие они? (резные). Есть стебель? (ответ детей). Потрогайте его. На что он похож? (на дудочку). Давайте посадим одуванчик в почву. Что для этого нам нужно сделать? (выкопать ямку, посадить и закопать). А что мы должны сейчас сделать? (полить). Правильно. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после полива на стеблях и листьях, собирают лучи, как маленькие увеличительные стекла и растения при этом может получить ожог). Давайте польем, Ксюша полей растения. (берет лейку и поливает). Зачем нужно поливать растения? (мы с вами пьем, когда нам хочется, а растения нужно поливать, ведь оно так же хочет пить). А если не поливать растения, что произойдет? (оно погибнет).
Глазок золотой,
Умытый росой,
В небо синее глядит
И за солнышком следит!
Стоит солнышку нахмуриться –
Золотой глазок прищурится.
Физминутка «Распускается одуванчик».
Прямо к солнцу, на восток. «Растут», тянутся к солнышку
Так прекрасны, так тонки
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, Стряхивают руки
Как упавшая слеза. Руки к глазам и в стороны
Листик ярок и зелен, Качают руками
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, Руки вперед-назад
Он согнется тут и там. Наклоны в стороны
Даже буря не сломает, Круговые вращения
Лишь немного помотает. Раскачиваются из стороны
в сторону
Всех приветствует головкой, Ладошки под подбородком
Улыбается, звенит, «Фонарики», повертели
Ладошками
Свежесть дарит, наслаждение, Повороты
Береги его, малыш!