Татьяна Малышева
Экологическая сказка как средство познания природы детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от педагога совершенствования практической деятельности путём поиска новых форм и методов построения деятельности дошкольников.
В наш век высоких технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается затем черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением к окружающему миру.
Публикация «Экологическая сказка как средство познания природы детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы – во благо человеку, всё для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес – это древесина, которая нужна человеку для изготовления бумаги, строительства, лес даёт человеку пищу в виде орехов, грибов, ягод и т. д. Птицы полезны тем, что уничтожают вредных насекомых. Землю нужно пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всём. Этот потребительский навык хорошо усвоился.
А ведь бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.
Если задуматься над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, то приходишь к выводу, что дети равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т. е. у них не воспитанно чувство единения с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.
Таким образом, в связи с этим в работе с дошкольниками на первый план ставятся эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем обучающие. Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из неё получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разные формы, что её можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна кропотливая работа. Для того, чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать её, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (зеленеет трава, светит солнце, идёт снег, поют птицы, звенит капель, шумит ветер). Именно эти навыки обогащают внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают культуру.
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту мира и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, листика или птички.
Поэтому огромная роль в экологическом воспитании дошкольников отводится экологическим сказкам, которые способствуют приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Где как не в сказках дети переживают свои самые сильные чувства – сопереживают, удивляются, плачут и смеются.
В течение многих веков сказка открывала и открывает ребёнку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребёнок осмысливает окружающее, осваивает законы общения, устанавливает различия между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. Именно в экологических сказках удаётся наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребёнка. Через сказки удаётся привить не толь любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны, ответственности за неё.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о природе. В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребёнок узнаёт тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке! Дети, кроме полезных, интересных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы: Почему идёт снег или дождь? Какие явления бывают зимой? Как появляется радуга? Почему растения и животные попадают в Красную Книгу? В самой природе многое похоже на чудо. Сухие научные слова скрывают за собой целый волшебный мир: метаморфоз напоминает превращение сказочных героев; анатомия, когда пленённая ящерица отбрасывает хвост, отсечение голов дракона и вырастание новых; мимикрия, когда животное может изменить свой облик. Поэтому именно через сказку хочется говорить с детьми об окружающем мире.
Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Особенно трудные для понимания законы и явления может пояснить специально сочинённая для этого сказка. Сказка – универсальный учитель. Но аналогию необходимо проводить так, чтобы она была верно понята детьми. Ведь экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.
Цель экологической сказки – дать точную, научно-достоверную информацию. Информативность – важный элемент экологической сказки. В противном случае, такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены на то, чтобы удивлять детей. Они должны быть доступны детям, а их изложение – отличаться выразительностью. И именно сказка позволяет донести до маленьких слушателей эту информацию о проблемах природы из уст самих её обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Экологические сказки легки в чтении, ёмки по содержанию, достаточно легко пишутся и рассказываются, нужно лишь немного фантазии, любви к природе и знаний экологии.
Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Огонь, Камень и их удивительными приключениями: «путешествие капельки», «Родничок зовёт на помощь», «Как огонь с человеком подружился» и т. д. Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Близкие и понятные герои – улитка, кузнечик, дорога, лес, совёнок… В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочинённые самими детьми. Обращаясь к педагогическому наследию В. А. Сухомлинского, находим один из эффективных методов воспитания детей – обучение их сочинению сказок. Если ребёнок придумал сказку, «связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно сказать, что он научился мыслить» (Сухомлинский).
Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребёнка.
- использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, в совместной с педагогом деятельности;
- организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, развлечений на основе сказок (сказки можно не только читать, но и разыгрывать небольшие спектакли – от кукольных до ролевых);
- включение сказочного материала в изобразительную деятельность детей в качестве художественного слова;
- использование экологических сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
- включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Большое значение для экологического воспитания детей имеет организация работы с родителями по приобщению детей к «экологическому творчеству». Это могут быть как традиционные формы: проведение совместных природоохранных экологических акций, родительских собраний, консультаций, памяток рекомендаций, так и нетрадиционные формы: экологический КВН, аудиозаписи «Это говорят наши дети», сотворчество родителей и воспитанников по сочинению экологических сказок, изготовлению экологических фотоальбомов и др. Все эти мероприятия позволяют пополнить образовательную среду группы, эмоционально обогатить внутренний мир ребёнка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьёй.
Среди многочисленных сказок для детей существуют такие, которые удовлетворяют требования экологической литературы. Это многие сказки Б. Заходера,, рассказы В. Бианки, Л. Толстого, Г. Пришвина – на них построены многие экологические программы для детей младшего возраста. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки. Но может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Ещё Сухомлинский писал: «Нет, наоборот… Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказкам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».
Пройдёт время, вырастут наши дети, научатся любить и беречь природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица заслуги педагогов…