Наталья Шпак
Экологическая игра «Спасите красавицу»
▼ Скачать
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «СПАСИТЕ КРАСАВИЦУ»
Цели: расширить знания учащихся о природе; воспитывать экологическую культуру;
развивать память, мышление у школьников.
А. Вивальди «Весна»
Ведущая. Добрый день, дорогие гости, участники игры! Мы рады видеть вас в актовом зале школы № 135! Тему нашей темы задаст песня.
Песня «В окружающей среде»
Ведущий: Сегодня мы проводим экологическую игру “ СПАСИТЕ КРАСАВИЦУ”.
Публикация «Экологическая игра „Спасите красавицу“» размещена в разделах
Кто такая красавица, вы догадаетесь сразу, а от кого её нужно спасать тоже не секрет. Осталось всем нам решить как это сделать.
Экология в переводе с греческого обозначает “Эко” — дом, “логос” — наука. Наука о доме.
Глаза земли. Душа земли. Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть. Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой.
Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, люди не слышали ее стонов. И вот земля вскричала: “Спасите меня! Я гибну!”
И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту земли, на защиту природы.
В нашей стране они объединились в движение, которое называется “Спасем мир и природу”. Каждый может стать участником этого движения. И ты, юный друг, тоже. Для этого надо только любить свою землю и слышать ее крик: “Помогите мне, люди!” и помогать ей.
Сценка по рассказу И. Пивоваровой День защиты природы»
Ведущая. Аплодисменты артистам театра миниатюр «Ромашка».
Получилось ли героям рассказа защитить природу? Видимо так бывает, когда мы начинаем искать ошибки во всех окружающих людях и не думаем про себя: «А что же именно я могу поменять в себе, чтобы мир стал лучше». И это сложнее всего. Но это единственное, что работает. Я думаю, что во время игры вы будете честны с собой и товарищами по команде. Настало время для представления команд.
Представление команд в зале.
Ведущая. А сейчас я представлю вам судей
1-й привал — “Окажи помощь”.
Каждая команда делиться на 4 подгруппы и одновременно выполняет в течении 3-х минут три задания. Нужно прочитать текст, проанализировать и ответить на вопросы.
2-й привал. - "Природоохранные знаки".
1) Вам предстоит нарисовать природоохранные знаки на тему:
2) Подписать имеющиеся знаки.
3) Нарисовать свой знак.
3-й привал— “Лесная поляна”.
1) На рисунке подписать ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.
2) “Рассказ с ошибками”.
Перед вами рассказ. Вы в течение 5 минут должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе.
4-й привал — “Чудо - поле”.
Команда кидает кубик и по выпавшему номеру определяет задание. Обсудив минуту, дает ответ. Так три раза
5-й привал – «Найди Чудовище»
Команде предлагается разложить картинки положительного и отрицательного влияния человека на природу. Затем подумать: почему исчезают многие растения и животные? Кто же это Чудовище? (Человек, который пытается вести себя как хозяин природы). Далее каждый участник получает по 2 листочка с качествами «чудовища» и культурного человека, «принца» и раскладывают их под соответствующей картинкой.
Делается вывод: на какие качества в себе нужно обратить внимание, чтобы не превратиться в «Чудовище»
6-й привал – «Мудрые мысли»
За 5 минут команде надо соединить части пословиц о природе и прочитать их.
7-й привал – «Паутина жизни»
На этапе проводить игра на взаимосвязь между объектами природы.
Ведущая. Прошу капитанов команд подняться на сцену для получения маршрутных карт. Вас будут сопровождать по этапам волонтёры. Я прошу помощников подойти к своим командам. НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! В ПУТЬ!
На каждом привале команды получают фрагмент портрета «КРАСАВИЦЫ».
После прохождение всех этапов, они склеивают портрет и предъявляют судьям.
Видеоклип «Многоликая моя Земля»
Ведущая. Поздравляю вас, ребята! Сегодня вы спасли свою красавицу! Наша Земля ждёт от вас помощи каждый день! Спасая её, мы спасаем самих себя.
Ведущая. Кто же хозяин природы? Кто же создал всю неповторимую красоту? Стараясь подражать Творцу, люди могут сделать даже очень красивые искусственные цветы и деревья, но в них не будет жизни, они не принесут той радости и пользы как те, что находятся в природе.
Цель нашего путешествия – восхититься чудесным творением под названием Земля и быть благодарными Тому, Кто создал это великолепие!
Настало время посмотреть выступления команд.
Показ сценок.
Фанфары. НАГРАЖДЕНИЕ. Команды приглашаются на сцену, фотографирование.
Приложение.
Этап «Лесная поляна»
Перед вами рассказ. Вы в течение 5 минут должны выявить и подчеркнуть ошибки, которые допущены в этом рассказе. Назвать другие варианты поведения в лесу.
«Воскресенье в лесу» Рассказ с ошибками.
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и магнитолу. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал мусор в густую траву: банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Яйца были теплые голубоватые яички, мы положили их обратно!
Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до высокой сосны, стоящей на поляне и спрятаться под ней. Дождь быстро закончился.
Оживленные, мы шли к городу, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Вася и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Вася.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к городу. Весело прошел день!
Вот так надо вести себя в лесу:
не включать громкую музыку;
не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;
для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);
костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;
не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;
не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!
никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.
Этап «Мудрые мысли»
Сложите части пословиц правильно. Объясните их смысл.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет
Не плюй в колодец — придётся напиться.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Скажешь — не воротишь; напишешь — не сотрёшь; отрубишь — не приставишь.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Не мудрено срубить, мудрено вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Одна искра целый лес сжигает.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Поведение человека в природе – это зеркало его души.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Этап «Паутина жизни»
Этап Игра «Паутина жизни»
Дети образуют круг. Угадывают загадки, получают «шапочки» с изображением соответствующих объектов природы.
1. Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …СОЛНЦЕ.
2. Она всех поит и питает, всё на свете растворяет. ВОДА.
3. Была зелёной, маленькой, поспела, стала аленькой. ЯГОДА
4. Рыхлый слой и плодородный,
Не оставит всех голодным. ПОЧВА
5. Зимой и летом одним цветом. ЕЛЬ, СОСНА.
6. Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… КУНИЦА
7. Питается он древесиной:
Ольхой, берёзою, осиной.
Он брёвна кушает в обед.
Он – жук, он – вредный… КОРОЕД.
8. То рыжая, то серая, а названьем белая. БЕЛКА
9. Плотник с острым долотом стоит дом с одним окном. ДЯТЕЛ.
10. Когда светло, прячусь в дупло.
Ночью летаю, мышей пугаю. ФИЛИН.
Игру начинает «СОСНА», игрок берет в руки клубок бечевки.
Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается древесиной сосны?» Ответ: «Жук-короед». «Сосна» отдает клубок бечевки «Жуку – короеду» оставив в руках конец бечевки.
Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «Для жизни всем растениям нужен … солнечный свет»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». «Кто питается плодами сосны? Жуками – короедами? Белками? Дятлами?»
К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
Затем звучит вопрос: водоём в лесу засорили, высушили, почва загрязнилась, исчезли сосны, белки»
Участники, кто претерпел изменения, отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.
Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.
Возможен другой вариант: дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т. п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.
Вывести совместно 1-ый и 3-ий законы природы.
ПЕРВЫЙ ЗАКОН природы: "Все связано со всем". Он говорит о взаимосвязанности всех природных объектов и предостерегает человека от необдуманного воздействия на какие-то из них. Это может привести к непредвиденным последствиям.
ВТОРОЙ ЗАКОН: "Все должно куда-то деваться". Он следует из фундаментального закона сохранения материи. Этот закон очень важен для решения проблемы вещественных и энергетических отходов человеческой жизнедеятельности. "Экологические свалки", возникающие там, где их не должно быть, - одна из основных причин загрязнения окружающей среды.
ТРЕТИЙ ЗАКОН: "Природа знает лучше". Он предполагает, что любое вмешательство человека во взаимоотношения организмов, сложившиеся в процессе эволюции, способно скорее ухудшить их состояние, чем улучшить. Этот закон призывает беречь сложившиеся экосистемы и очень осторожно относиться к деятельности, "преобразующей" Природу.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН: "Ничто не дается даром". Он объединяет три предыдущих закона. Биосфера - это единое целое, и все, что получено от нее человеком, должно быть возмещено. Если в одном месте что-то прибудет, то в другом - обязательно убудет. Плата по "векселям" неизбежна, вопрос лишь во времени. Осушая заболоченные пространства, поворачивая реки с севера на юг, распахивая целинные просторы, мы делаем в одном месте (на время) "лучше", а в другом - хуже.
Этап «Найди Чудовище»
Найдите качества «Принца» и «Чудовища», объясните свой выбор.
ЖАДНЫЙ
ГНЕВЛИВЫЙ
ЗЛОЙ
НЕНАСЫТНЫЙ
ЗАВИСТЛИВЫЙ
БЕСПОЩАДНЫЙ
ЛЕНИВЫЙ
НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ
НЕРАЗУМНЫЙ
ЭГОИСТИЧНЫЙ
ВЕЛИКОДУШНЫЙ
ЛЮБЯЩИЙ
ДРУЖЕЛЮБНЫЙ
БЛАГОРАЗУМНЫЙ
МУДРЫЙ
ПРАВДИВЫЙ
ЗАБОТЛИВЫЙ
СОВЕСТЛИВЫЙ
СОСТРАДАТЕЛЬНЫЙ
ЧУТКИЙ