ольга меренкова
Экологическая игра «Морские знатоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая игра «Морские знатоки»
Цели: познакомить детей с внешним видом рыб, их передвижением в воде, некоторыми способами защиты от врагов; способствовать развитию исследовательского интереса к миру рыб; развивать умения детей делать выводы и обобщения на основе наблюдений.
Ход мероприятия
Публикация «Экологическая игра „Морские знатоки“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от сказочного героя. А от кого именно, вы догадаетесь, прослушав песенку.
(Звучит песенка Водяного из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского)
От кого же это письмо?
(Воспитатель показывает конверт, на котором нарисованы рыбы, крабы, водные растения. Дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет? (Вскрывает конверт, читает письмо). «Здравствуйте, ребята. Совсем я заскучал на дне морском. Так хочется повеселиться. Давайте с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Морские знатоки».
Ребята, хотите поиграть с Водяным? Тогда слушайте первый вопрос: Где легче двигаться: в воде или на суше? И почему?
Опыт (Воспитатель выслушивает предположения детей. Затем предлагает проверить правильность этих предположений. Для этого дети в месте с педагогом выполняют одинаковые движения руками сначала по воздуху, затем в воде (емкость - детская ванна).
(Дети делают вывод: воздух прозрачный, легко рассекается руками. Вода плотная, задерживает движения).
Воспитатель: Следующий вопрос. Почему большинство рыб имеют обтекаемое тело? Ребята, как вы понимаете слова «обтекаемая форма»? Педагог уточняет: «Обтекаемая форма – это когда голова заострена и плавно переходит в туловище». (Показывает рисунки разных рыб.) Так почему же у большинства рыб тело обтекаемой формы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.
Опыт (Педагог предлагает детям тянуть в воде с помощью веревочки предметы разной формы: кубы, конусы, цилиндры.)
Вывод: Конус острым концом рассекает воду, поэтому его легче тянуть, а кубу мешают углы, цилиндр также тяжело тянуть в воде. Легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой, заостренной частью плотную воду. Значит, обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться.
Воспитатель: Ребята, а рыба камбала имеет уплощенное тело. Уплощенное – значит плоское. (Педагог проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова «уплощенное»). Плавать камбала умеет по – разному. Может плавать плашмя, а еще она умеет плавать ребром. (Педагог показывает силуэты рыбы в различных положениях и проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова «плашмя»).
Воспитатель: Третий вопрос. В каком положении рыба плавает быстрее?
Опыт (Дети высказывают предположения. Педагог предлагает проверить их на опыте: тянуть в воде предмет листообразной формы плашмя и ребром. Дети приходят к выводу о том, что расположенный ребром предмет тянется в воде легче.)
Воспитатель: Правильно, ребята, значит, камбала плашмя быстро не плавает. В случае опасности эта рыба поворачивается на ребро – и плывет быстрее. Но все равно, плыть очень быстро, как рыба с обтекаемой формой, она не может. Но разве на земле все животные одинаково ходят? Нельзя же сравнивать медлительную черепаху и быстро бегающую антилопу. Так и рыбы – одни плавают быстро, другие - не очень.
А теперь четвертый вопрос. Если бегством камбале спасаться трудно, то что же ей помогает обхитрить своих врагов? Наблюдение Давайте рассмотрим модели: рисунки с изображением дна различной окраски и силуэтов рыб соответствующих цветов. Такая окраска рыб называется «маскировочной». (Педагог проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова «маскировочная».)
Ребята, а кто еще приспосабливает свою окраску к цвету того места, где находится?
Дети: Меняют окраску хамелеоны, некоторые насекомые.
Воспитатель: Правильно. А теперь вопрос № 5. На каком рисунке допущена ошибка и какая? (Педагог показывает рисунки.) Рассматривание рисунков.
Дети: На втором рисунке чешуя нарисована в обратном направлении.
Воспитатель: Тогда вопрос № 6 Почему чешуя не может быть расположена так, как на втором рисунке?
Опыт (Педагог предлагает детям потянуть в воде за нитку две шишки (у одной шишки нитка привязана за основание, у другой – за верхушку) и ответить, какую шишку тянуть легче.)
Дети: Легче тянуть шишку, у которой чешуйки распущены назад. Точно также расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.
Физкультминутка. Подвижная игра «Караси и щука»
Выбирается водящий - «щука», остальные играющие делятся на 2 группки:
одна из них – «камешки» – образуют круг, другая – «карасей», они плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу ведущей «Щука!», щука быстро вбегает, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих, стоящих по кругу, и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки. Пойманные караси уходят за круг.
Кого не успела поймать щука, тот и выиграл.
Воспитатель: Вопрос № 7. Как узнать, сколько рыбе лет? Ребята, вспомните, как мы узнаем возраст дерева? Посмотрите на этот рисунок, и тогда вам не трудно будет догадаться. (Показывает изображение спиленного дерева или настоящий спил.)
Дети: Возраст деревьев мы определяем по кольцам, мы их видели на пнях.
Воспитатель: Точно также определяется возраст рыбы, на чешуйках есть кольца. За один год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годичными или годовыми. (Педагог проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слов «годичные», и «годовые»).
Воспитатель: Некоторые рыбы доживают до ста лет, т. е. это гораздо больше, чем живет человек. Щуки живут 60 – 80 лет, это примерно столько, сколько живет человек, а есть рыбы, которые живут всего два года. А теперь вопрос № 8. Вспомните название самой крупной рыбы. Я вам подскажу, о ней пишет К. И. Чуковский. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это акула. Помните, как в сказке:
Вот акула Каракула
Распахнула злую пасть…
Акула – самая крупная рыба. Эта рыба длиной 15 м. Как пятиэтажный дом. Весит она 14 тонн, столько весят 200 наших пап. Акулы необыкновенно прожорливы. Живое и неживое, съедобное и несъедобное – все съедает акула. Чего только не находят в желудке пойманных рыб. Здесь были и рога оленя, и мешки с углем, и большущие кастрюли, огромные тыквы и арбузы. Ребята, а каких еще хищных рыб вы знаете?
Дети: Щука, морской окунь, гурами.
Воспитатель: А теперь ответьте на девятый вопрос. Видят ли рыбы?
Опыт (Педагог выслушивает ответы детей, затем предлагает подойти к аквариуму, прикоснуться к стеклу, покормить рыбок. Поведение рыб позволяет сделать вывод о том, что рыбы видят.)
Воспитатель: Молодцы. У нас остался последний вопрос. Существуют такие рыбы, которые умеют раздуваться в шар, для этого у них есть специальный мешок. Одна такая рыбка раздувается в шар и плавает на поверхности, а другая умеет превращаться в шар под водой. Чем наполняет свой мешок каждая рыба, чтобы превратиться в шар?
Опыт (Педагог предлагает один надувной шар заполнить воздухом, а другой – водой. Оба шарика следует положить в воду. Шарик с водой утонет, а шарик с воздухом будет плавать на поверхности.)
Дети: Вывод. Значит, рыба, которая превращается в шар на глубине, заполняет свой мешок водой, а та, которая плавает на поверхности, заполняет его воздухом. Раздутая воздухом, она не может погрузиться в воду.
Опыт (Педагог опускает шарик с воздухом в воду, он вновь всплывает на поверхность.)
Воспитатель: Как же ей вернуться в свое подводное царство?
Дети: Выпустить воздух.
Воспитатель: Действительно, рыба с шумом выпускает воздух и быстро уходит под воду. Опыт (Спускает из шара воздух. Он с шумом выходит из шарика.) Ребята, а зачем рыбе вообще нужно было превращаться в шар?
Дети: Так она отпугивает врагов.
Воспитатель: Правильно, ребята, такое превращение – способ защиты от врагов. Молодцы, вот видите, сколько нового мы узнали о подводном мире. А сейчас давайте послушаем стихотворение. (Ребенок читает стихотворение)
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где плещет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою,
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою.
А подрасту и вам я помогу,
И рыбок золотых уберегу.