Елена Хабарова
Экологическая дидактическая игра «Человек и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая дидактическая игра
«Человек и природа»
Цель:
- дать понятие о среде обитания, о том, что влияет на живые организмы;
- познакомить детей с многообразием животного мира, рассказать о том, какие бывают среды обитания,
- формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано и взаимозависимо,
- учить делать выводы и обобщения о единстве окружающего нас мира.
Темочки:
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры:
Сначала ведущий рассказывает сказку «Про Улю-капризулю», показывая соответствующую картинку на лепестке цветика – семицветика.
«Жила-была девочка. Все звали ее Уля-Капризуля, потому что она была очень капризная и привередливая. Всё ей было не так! Когда светило солнышко, она причитала: «Ой, жарко! Уходи, солнце!»
Когда солнышко уходило, набегали тучки, и начинался дождик, Уля опять капризничала: «Я промокну! Уходи дождь!»
Когда пролетал ветер и игрался с её волосами, она опять начинала причитать: «Не трогай меня, ветер! Пролетай дальше!»
Ничего ей не нравилось: то земля слишком жёсткая – пяткам больно, то птицы слишком звонкие – уши болят, то растения сильно колючие – зацепили платье своими шипами.
Обиделись все на Улю, и покинули ее, оказалась Уля в Пустоте»
Ведущий переворачивает все лепестки обратной стороной вверх:
-Теперь ей ничего не мешало. Не было солнца, значит –
(дети продолжают) было холодно и темно, Уля ничего не видела.
- Не было дождика, а значит – воды и, когда девочка захотела пить,
(дети продолжают) ей нечем было утолить жажду!
-Не было под ногами земли, а значит – опоры для тела. Она всё время меняла своё положение в пространстве, не за что было держаться.
- Не было растений, птиц и всего живого, что было в обычной жизни,
(дети продолжают) ей не чего было есть, так как продукты питания человеку дают растения и животные.
- Единственное, что осталось – это воздух, Уля могла только дышать. Девочке стало страшно, у нее было только одно желание - вернуться в свою обычную жизнь. И Уля - Капризуля стала громко просить прощения у всех, кого обидела и прогнала!
Исполнилось ее желание! Вернулись к ней (дети переворачивают лепестки, называя то, что там изображено, и составляя цветик-семицветик вокруг кружочка с девочкой) солнце и ветер, вода и земля, растения, животные - все, без чего ни один человек не может жить. Все, что создала природа.
Все, что необходимо для жизни человека, или животного, или растения – называется средой обитания.
Второй вариант:
Ведущий в центре цветика-семицветика помещает карточку с растением и предлагает собрать цветок из лепестков – что нужно для жизни растения. При этом, символ человека (на лепестке) переносим в окружение растения.
Помещая в центр цветика-семицветика карточку с животным – определяем его среду обитания.
Собирая цветок, устанавливаем взаимосвязи, мы получаем определение понятия «среда обитания». Делаем вывод, что человек, влияя на жизнь других организмов, сам является составляющим элементом среды обитания.
Третий вариант: дать понятие, какие бывают среды обитания.
Показываем детям картинки живущих в воде (рыбы, морские или речные моллюски, водоросли и т. п.) и говорим, что, если у этих организмов будет всё, но их не будет окружать вода, они погибнут. Поэтому их среда обитания - водная.
Подбирая следующую группу живых организмов: дождевой червь, крот, некоторые насекомые, определяем среду обитания – почва (земля);
- большинство живых организмов, в том числе и человек, живут в наземно-воздушной среде обитания;
Эти организмы окружает воздух, но они живут на поверхности земли; даже птицы, освоившие воздушный океан, не могут жить без земли, где они находят пищу, делают свои гнёзда и выводят птенцов.
Закрепляем знания в игре «Найди свою среду обитания».
Раздаем детям карточки с птицами, животными, морскими обитателями. Называем и раскладываем картинки с разными средами обитания.
Дети называют, кто изображен на карточке, находят его среду обитания.