Елена Семенас
Эффективные методы удержания внимания в процессе занятия у детей с особенностями развития
▼ Скачать +Заказ
В современном образовании особенно важно обеспечить качественное обучение каждому ребенку, в том числе и детям с различными особенностями развития. Одним из ключевых аспектов успешного обучения таких детей является удержание их внимания на образовательной деятельности в процессе урока. Для этого необходимо применять специальные стратегии и методы, которые помогут повысить уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс.
Публикация «Эффективные методы удержания внимания в процессе занятия у детей с особенностями развития» размещена в разделах
Дети с различными особенностями развития, такими как интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, СДВГ и др. часто испытывают трудности с концентрацией и устойчивостью внимания, что может затруднять процесс обучения и успешное усвоение знаний.
Концентрация – это способность сосредотачивать внимание на определенной задаче или объекте. Устойчивое внимание также является ключевым фактором успешного обучения, поскольку дети должны быть способны длительное время концентрироваться на уроке или задании.
Существуют специальные стратегии и методы, которые могут помочь улучшить обучение таких детей. Например, использование визуальных пособий, интерактивных уроков, игр и различных методов дифференцированного обучения может помочь привлечь внимание детей с особенностями развития и сделать учебный процесс более интересным и эффективным.
Также важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать для них подходящие условия обучения. Рассмотрим некоторые из общих стратегий подробнее:
1. Использование визуальных пособий и материалов : визуальные пособия могут помочь детям с особенностями развития лучше понять материал и удерживать вовлеченность в образовательный процесс. Например, использование картинок, диаграмм, таблиц и других визуальных средств может сделать учебный материал более доступным и понятным.
2. Интерактивные уроки и игры: интерактивные уроки и обучающие игры могут помочь привлечь внимание детей и сделать обучение более увлекательным. Такие методы обучения активизируют учеников и помогают им лучше усваивать материал.
3. Дифференцированный подход: учителя должны учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать индивидуализированные задания и методы обучения.
4. Позитивное подкрепление: поощрение и похвала за усилия и достижения детей помогают им поддерживать устойчивое внимание и мотивацию к обучению. Позитивное подкрепление может стимулировать детей с особенностями развития к активному участию в уроке.
5. Регулярные перерывы и физическая активность: регулярные перерывы и физическая активность помогают детям сосредотачивать внимание и улучшить кровообращение в мозге. Это способствует повышению концентрации и устойчивости внимания у детей.
6. Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса помогает ученикам вовлекаться в образовательный процесс.
7. Модуляция темпа речи. Это выдерживание пауз, изменение темпа речи от медленного до скороговорки, резкое изменение скорости речи.
8. Прерывание речи, использование догадок. Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность обучающихся поощряется словесно или даже отметками.
9. «Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т. д., - с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрение активных.
10. Эхо. Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следует поощрение.
Для привлечения и удержания внимания также эффективно использовать следующие виды упражнений.
Упражнение «Корректурная проба».
Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
Упражнение «Составь предложение».
Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.
Таким образом, концентрация и устойчивость внимания играют ключевую роль в успешном обучении детей с особенностями развития. Понимание и учет этих факторов помогут учителям и специалистам в области образования разработать эффективные стратегии и методы обучения, которые сделают процесс обучения более доступным и результативным для всех детей.