Любовь Савельева
Эффективные игровые практики формирования основ финансовой грамотности дошкольников
На сегодняшний день ситуация сложившаяся во всем мире предъявляет новые требования к людям, в том числе и по финансовой грамотности. Это применимо и к детям дошкольного возраста.
Педагогу в сложившейся ситуации необходимо самому иметь знания в области финансов, ориентироваться в ситуациях, происходящих в жизни, быть самостоятельным, проявлять творчество. Именно такие знания и установки помогут детям действовать в будущем более организованно, контролировать себя и ситуации.
Публикация «Эффективные игровые практики формирования основ финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
В данной ситуации перед воспитателем встает вопрос: как организовать работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности, что бы детям это было и интересно, и познавательно, и увлекательно. Сама суть экономического воспитания детей не сводится к организации специальных занятий, а состоит в том, что бы обогащать разные виды детской деятельности экономическим содержанием. Применение различных видов деятельности элементами экономики и финансов, будет способствовать развитию предпосылок финансовой грамотности.
На основе изучения методической литературы можно выделить следующие принципы формирования основ финансовой грамотности у детей :
- начинать необходимо с простого, постоянно усложняя тему и задания;
- использование принципа наглядности. На данном у детей преобладает наглядно – образное мышление, поэтому в работе необходимо использовать наглядные материалы;
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- индивидуализация, для вовлечения каждого ребенка.
На основании программы Л. В. Стахович «Азы финансовой культуры для дошкольников» была разработана парциальная программ по формированию основ финансовой грамотности. Программа составлена таким образом, что все ее разделы связаны между собой, как по содержанию, так и по задачам.
Прежде всего, дети знакомятся с многообразием профессий, потребностями людей, с товарами и услугами, которые жизненно необходимы людям.
Участвуя в играх экономического содержания у детей формируются экономические понятия, создаются такие условия, при которых происходит всестороннее развитие личности.
На начальном этапе дети знакомятся с многообразием экономических потребностей, жизненно важных для людей, с товарами и услугами, в которых нуждаются люди.
В процессе увлекательных игр у детей формируются первичные экономические понятия, создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольников.
Изучение раздела «Потребности» подготавливает детей к изучению раздела «Труд», что способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и «труд». В процессе изучения раздела у воспитанников расширяются представления о труде, его видах; откуда берутся продукты питания, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие ресурсы необходимы для их производства; дети учатся выделять последовательность трудовых действий; у них воспитывается трудолюбие.
Своеобразной эффективной шкалой правильного обращения с деньгами является обыгрывание сюжетно-ролевой игры «Поход в магазин». Здесь у ребят формируются первоначальные представления о купле-продаже товаров, тренируются различные навыки: самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения. Им предлагается сложить цены, забрать сдачу, не забыть товар в магазине – а это хорошие стимулы для развития качеств дошкольника.
Знакомят детей с понятиями «доходы» и «расходы» такие игры, как «Доходы семьи Экономистов», «Какие бывают расходы».
Дошколята узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, и что в разных странах разные деньги, решая проблемные ситуации: «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги».
Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок дети усваивают в сюжетноролевых играх: «Оптовичок», «Супермаркет», «Турагентство», «Дороже – дешевле», «Семейный бюджет», лабиринт «Найди невыключенный прибор».
С помощью интеллект-карты «Путешествие в городе» путешествуем по городу, знакомимся с предприятиями, которые выпускают разную продукцию. Заполняем карту соответствующими товарами. Таким образом, дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может.
В ходе бесед, проблемных ситуаций, сюжетно-ролевых и дидактических игр выясняются с детьми причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей человека: жилище, одежда и обувь, безопасность, еда и вода, медицинская помощь и транспорт. Здесь подвожу детей к мысли, что нельзя иметь сразу все товары и услуги, которые хочешь пожелать, а также к бережному отношению и к тому, что имеешь.
В семейном клубе «Школа Гнома-эконома» дети совместно с родителями принимают активное участие в мероприятиях по финансовой грамотности : ярмарки, квест-путешествия, конкурсы совместного творчества (фотоконкурс «Моя копилка лучше всех», выставки совместного творчества «Деньги в сказках».
В результате у дошкольников формируются представления о рыночной экономике и её закономерностях, о вещах как результате труда людей, о личностных качествах тружеников, что поможет в будущем избежать многих ошибок, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни