Татьяна Толчеева
Эффективные формы и методы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для маленького человека - это самая первая школа, где ребенок получает свой первый опыт общения, учится любить, радоваться, сочувствовать. Семья - это мир, где его окружают любимые люди: мама, папа, бабушка и дедушка. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Однако, не все родители владеют педагогическими знаниями, и порой воспитывают ребенка «вслепую», полагаясь только на свою интуицию. Здесь-то и приходит на помощь детский сад, ведь одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В наше время нельзя заниматься воспитанием детей отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых и не вовлекая их в сам педагогический процесс, так как повышение педагогической культуры родителей способствует повышению уровня ответственности за своих детей. Известно, что многие родители мало интересуются успехами своих детей, их больше всего интересует, питание в детском саду и считают, что за их чадами только присматривают, пока они на работе. Поэтому, по этой причине, мы педагоги, испытываем некоторые трудности в общении с законными представителями своих воспитанников.
Публикация «Эффективные формы и методы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Важно, для создания благоприятной среды во взаимодействии с родителями придерживаться определенных принципов:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход. Как не странно, но этот принцип необходим в работе не только с воспитанниками, но и с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой-либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Педагогам необходимо создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, помочь разобраться в проблемах ребенка и очень тактично направить на путь решения проблем.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность. Современный детский сад должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Наш детский сад в течение нескольких лет проводит работу по взаимодействию с родителями. Основная цель нашей работы -создавать в ДОУ необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна строится на использовании новых, современных подходах к этой проблеме. Мы решили ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть все значительные интересы и потребности родителей.
Мы проанализировали, какие формы работы используют наши воспитатели при работе с родителями. Самыми популярными оказались традиционные формы, которые относятся к информационно-ознакомительным :
- невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка, где размещена полезная для родителей информация : режим дня, сетка непосредственно образовательной деятельности, меню и т. д. оформление которых зависит от выдумки и творчества воспитателей;
- в каждой группе размещены стенды с названиями «Наши вернисаж», «Умелые руки- не знают скуки», где оформлены выставки детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала и многое другое, по которым родители могут увидеть результаты освоения детьми области художественно-эстетическое развитие;
- информационные стенды : «Объявления для родителей»;
- папки передвижки формируются по сезонным изменениям, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, летом на темы ядовитых грибов, ягод, растений и т. д.
- родительские собрания группы, непременная форма взаимодействия с родителями;
- досуговые формы- это традиционные совместные праздники «Праздник Осени», "Встреча Нового года", "8 марта" и т. д. помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса;
- выставки совместных работ родителей и детей, в которых принимают участие все группы, оформляется общая выставка например: «Дары осени», «Вместе с папой», «Портрет моей мамочки». Мы считаем это важный момент в построении взаимоотношений между ребенком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности семейных отношений);
- очень активно используется такая форма работы с родителями как привлечение родителей к участию в различных конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней;
- в последнее время прижилась в нашем ДОУ такая форма работы, как подготовка консультаций и фотоотчетов для родителей в мессенджерах WhatsApp, Viber;
- совместные посещения, музеев - основная цель, которых укрепление детско-родительских отношений, начало патриотического воспитания, воспитывается любовь к родному городу к искусству;
- также приятно осознавать, что проводятся с родителями мастер-классы на различные темы "Игрушки из ничего", "Бумажные цветы для оформления подарка", "Чудеса из соленого теста" и как далее.
В целях привития интереса к спорту и здоровому образу жизни организуются семейно-спортивные мероприятия: «Зарница», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Смелые, сильные, ловкие». Очень интересно проходят мероприятия проводятся в рамках работы проблемно- творческих групп, где родители исполняют роли, придумывают стихотворения, выполняют задания, готовят вместе с детьми костюмы.
В группе раннего возраста педагоги приглашают родителей на совместные занятия с малышами, что позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. При помощи родителей создан видеофильм: «Один день из жизни группы».
Большую популярность имеет родительский клуб «Радость», на котором родители узнают от специалистов детского сада новые приемы обучения и воспитания детей, дают советы родителям касательно организации окружающего ребенка пространства в семье.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что работа с родителями в ДОУ планируется в соответствии с возрастом детей и контингентом родителей групп, ведется наглядная агитация. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
• родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя;
• создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей;
• родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.
Педагоги ДОУ используют в работе с родителями, как традиционные формы работы, так и постоянно находят и применяют в своей работе новые формы взаимодействия с родителями.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Процесс взаимодействия строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех общения?
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов.