Людмила Чугунова
Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Воспитатель: Чугунова Л. А.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является физическое развитие дошкольников. Вся работа по физическому воспитанию детей строится в группах, выделенных в соответствии с физической подготовленностью и имеющимися отклонениями в состоянии здоровья. В результате выделаются три группы здоровья детей, что помогает осуществлять дифференцированный подход в процессе развития двигательных умений.
Публикация «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
При планировании физкультурно-оздоровительной работы необходимо учитывать адекватность физической нагрузки возрасту, полу и группе здоровья ребенка. Также необходимо сочетать двигательную активность с закаливающими процедурами. Важно не только включать классические оздоровительные техники в игровой форме (релаксацию, дыхательную и пальчиковую гимнастику, игровой массаж, гимнастику для глаз и пр., но и проводить циклические движения для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
Для организации здорового образа жизни и создания условий полноценного физического развития и коррекции отклонений здоровья детей в режим дня дошкольного учреждения введены следующие традиционные формы физкультурно-оздоровительной работы :
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия / совместная деятельность (в зале и на свежем воздухе)
• физкультурные минутки и паузы на занятиях
• подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке
• гимнастика после сна в сочетании с воздушными процедурами
• коррекционные групповые и индивидуальные занятия / совместная деятельность
• физкультурно-массовые мероприятия : досуги, праздники, дни здоровья
• спортивные соревнования
Кроме этого, достаточно эффективными формами оказываются и нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы.
Одной из самых распространенных таких форм является музыкально-ритмическая деятельность, которая позволяет развить у детей необходимые двигательные навыки. К ней относятся и упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки, и упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, и упражнения с предметами, и подвижные игры, и танцы.
Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки (подготовительные упражнения). Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Рекомендуются упражнения на развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса, упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: мышц шеи; мышц плеча; кистей рук; мышц ног.
Достаточно эффективными формами оздоровления оказываются методы, связанные с питанием детей: диетотерапия, апитерапия (применение продуктов пчеловодства, фитонцидотерапия (использование бактерицидных свойств лука и чеснока, фитотерапия.
Особый эффект оказывают такие формы лечения, как ароматерапия, музыкотерапия и смехотерапия. Эти формы особенно полезны для лечения и профилактики нервно-психических заболеваний, успокаивают, помогают сохранять душевное равновесие, оптимизм.
Светотерапия помогает настроить биологические часы. Цветотерапия и эстетикотерапия могут успокоить, поднять настроение, вызвать удовлетворение. Особое внимание стоит уделить массажетерапии, эффективность и благотворное воздействие на организм которой неоспоримо и широко рекомендуется. Игротерапия оказывает психотерапевтическое воздействие не только на детей, но и на взрослых. Часто применяется в оздоровительных практиках также камнетерапия и водотерапия.
Таким образом, к эффективным формам оздоровительной работы в ДОУ относятся не только формы физкультурной работы, уже успевшие стать традиционными, но и нестандартные, нетрадиционные, не менее результативные методики.