Юлия Якимова
Эффективность проектной деятельности в работе по физическому развитию дошкольников
Актуальность.
Почему мы выбираем именно проектную деятельность? Причин этому много, и самая первичная - это доказанная эффективность данной работы, которая позволяет охватить проблему в полном объеме. Говоря об инновациях, мы апеллируем к формам работы в этом направлении. Конечно, как и любой проект, имеет под собой нерешенную проблему, из которой вытекает актуальность затронутой темы. Нарушение речи, как правило, вторичное нарушение, которому предшествуют серьезные причины, повлекшие за собой массу проблем (в том числе и нарушение двигательных функций, ориентировки в пространстве и др., что требует от нас комплексного подхода. Часто родители таких детей не видят проблемы в силу многих факторов: недостаточный опыт молодых мам и пап или низкий образовательный уровень, финансово-экономическая ситуация. Проведя мониторинг на начало учебного года, анкетирование родителей мы столкнулись с результатом, требующим коррекции и вмешательства, на основании чего и был разработан проект по физическому воспитанию «На здоровье».
Публикация «Эффективность проектной деятельности в работе по физическому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Цели и задачи.
Цель: Укрепление здоровья детей и организация здорового образа жизни в дошкольном учреждении и семье.
Задачи:
Основные задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания.
• Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта
• создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
• формирование жизненно необходимых видов двигательных действий:
формирований широкого круга игровых действий; развитие физических (двигательных) качеств.
формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;
• воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.
• обеспечение преемственности в работе ДОУ и семьи в вопросах физического развития и оздоровления детей.
Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов:
Снижение уровня заболеваемости детей.
Создание новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников.
Проявление активной воспитательной позиции родителей по вопросам физического развития и оздоровления детей.
Этапы реализации системы:
I. Подготовительный
1. Анализ уровня физического развития и здоровья детей.
2. Выявление уровня педагогической компетентности родителей по физкультурно – оздоровительному направлению.
3. Создание проекта модели взаимодействия ДОУ с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей.
II. Организационный
1. Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей среды в ДОУ и в семье воспитанников ДОУ.
2. Методическое обеспечение физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
III. Итоговый
1. Построение физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствие с разработанной системой взаимодействия с детьми и родителями в рамках комплексной программы.
2. Итоговый мониторинг анализ результатов работы. Корректировка дальнейшей работы с семьей по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников 2013 -2014 уч. год.
3. Презентация проекта по физической культуре
Физическое развитие и оздоровление детей 4-7 лет имеет большое значение, поэтому необходимо проведение комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья дошкольников, предполагающих тесное сотрудничество воспитателей, родителей, всех сотрудников. В реализации и разработке данных мероприятий используется проектная деятельность, как основная педагогическая технология, которая пронизывает все виды деятельности дошкольников, позволяет достигнуть наибольшей эффективности. То есть, как было сказано выше - основные задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Для построения логики и доступности мы используем зонирование в групповой комнате. В каждой зоне представлены, подобранны материалы, которые направленны на решение поставленных перед нами задач. Зона развития речи, ознакомление с художественной литературой, зона познавательного и математического развития, уголок ОБЖ, уголок творчества, игровая зона представлена подборкой соответствующей литературы, картинок, дидактических игр, предметами для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики. В группе организован уголок отдыха и релаксации богатый сенсорным материалом, играми и предметами для самомассажа, точечного массажа (методика Питюкого). В группе создана предметно-развивающая среда непосредственно по физическому развитию, Уголок «Здоровья», соответствующая основным требованиям. Эта зона интересна изготовленными пособиями, позволяющими как в самостоятельной, так и в совместной деятельности работать над основными видами движений, а также использовать методики для коррекции и профилактики нарушений.
В работе с детьми используем также следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья, через:
• динамические паузы,
• подвижные игры,
• релаксация (уголок в группе,
• пальчиковая гимнастика,
• дыхательная гимнастика,
• гимнастика для глаз (методика В. Б. Базарного,
• гимнастика корригирующая,
• гимнастика ортопедическая.
2. Технология обучения здоровому образу жизни через:
• физкультурные занятия,
• занятия из серии «Здоровье»,
• самомассаж, точечный массаж (методика Питюкого,
• коммуникативные игры.
3. Коррекционные технологии:
• Арттерапия,
• Технология музыкального воздействия,
• Цветотерапия,
• Психогимнастика.
Взаимодействие с семьей преследует цели:
1. Внедрение новых форм работы с семьёй.
2. Установление единых требований к процессу физического воспитания в семье и детском саду.
3. Усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различных поручений, заданий родителям.
4. Использование личного примера взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников.
5. Изучение опыта семейного воспитания и пропагандирование его среди родителей.
6. Привлечение родителей к участию в Днях Здоровья, Днях Открытых дверей и праздниках.
Организация работы с родителями проходит через следующие формы:
• Консультации, анкетирование,
• Клуб «Я и мой ребенок»,
• Наглядная информация: газеты, буклеты, памятки,
• Дни открытых дверей,
• Совместные досуги,
• Изготовление спортивных пособий,
• Обустройство площадок для физического развития на участке, зимних построек,
• Обучение родителей приемам и методам оздоровления,
• Освещение передового опыта семейного воспитания,
• Уголок «Тема дня» - в виде форума.
Анализ динамики психолого – педагогического развития родителей показал :
Установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при организации и проведении праздников.
Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей.
Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей: увеличилось количество семей (до 70%) которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинскими работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе.
В работе с детьми наблюдается: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня формирования у детей двигательных навыков, развитие физических качеств, формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Вывод: Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и направление работы с детьми, педагогами, способствовали повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы.
Перспективы развития
Перспективы дальнейшей работы коллектив нашего детского сада видит в продолжение планомерной систематически выстроенной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов Л. Н. "Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст]
Антонова Л. Н., Шульга Т. И., Эрдынеева К. Г. - М. :Изд-во МГОУ, 2004.
Борисова И. П. "Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005. №10.
Науменко Ю. В. "Здоровьесберегающая деятельность школы" //Педагогика. -2005.- №6.
Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - М. : Изд. Центр «Академия»,1998.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 2003. - 143 с. : ил.
Покровский Е. А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. – М. : тип. А. А. Карцева, 1884. – 24с.