Елена Ушакова
Эффективность консультативной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
7. Результаты деятельности педагога-психолога по обеспечению условий для охраны психологического здоровья воспитанников
Работа педагога-психолога осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом Учреждения, годовым планом педагога-психолога и преследовала следующие цели:
1. Создать условия для формирования здоровой личности, способной к самореализации и адаптации к жизни в обществе.
2. Способствовать психологическому сопровождению всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:
Публикация «Эффективность консультативной деятельности» размещена в разделах
1. Охрана и укрепление психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
-психодиагностическая;
-коррекционно-развивающая;
-консультативная;
-профилактика и просвещение.
Работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
1. Диагностика уровня развития познавательных процессов детей (начальная). Уровень развития познавательных процессов методика С. Д. Забрамной.
Б) применялась непрямая экспресс - диагностика уровня психического развития: познавательная и речевая сферы.
2. Диагностика познавательной сферы детей с нарушением речи (начальная). Уровень развития познавательных процессов методика С. Д. Забрамной.
3. Диагностика эмоционально- аффективной сферы. «Настольная книга практического психолога» Е. И. Рогов
4. Диагностика эмоционально- аффективной сферы детей с нарушением речи. «Настольная книга практического психолога» Е. И. Рогов
5. Промежуточная диагностика уровня развития познавательной сферы. Уровень развития познавательных процессов методика С. Д. Забрамной.
6. Изучение уровня психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Тестирование Айзенка.
7. Итоговая диагностика уровня развития познавательный сферы детей. Уровень развития познавательных процессов методика С. Д. Забрамной.
8. Диагностика по заказу администрации ДОУ
• Анализ семей воспитанников ДОУ
• Анкетирование родителей «Адаптация вашего ребенка в детском саду»
Анкетирование родителей «Что рисует ваш ребенок?»
Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом: 5 групп ДОУ; процент охвата 100%.
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д
На начало октября 2015 г. 60% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 40%, тяжелая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.
В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Психодиагностическая работа.
В начале и в конце 2015-2016 учебного года было проведено диагностическое обследование детей старших групп.
Цель: оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности; психологической готовности детей к школьному обучению. Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью программы Уровень развития познавательных процессов методика С. Д. Забрамной – обследование готовности к школьному обучению».
Скрининг – обследование помогает оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.
Выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы. Скрининг - обследование детей старших групп к школе проводилось в подгрупповой форме (по 8 - 10 чел).
По итогам скрининг - обследования были получены следующие результаты:
Интеллектуальная готовность.
Начало года: Конец года
Высокий уровень – 24% 10% 20%
Средний уровень – 60% 81% 30%
Низкий уровень – 10%
Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению.
В начале года в интеллектуальном развитии преобладал средний уровень. Большая часть детей справилась с диагностическими заданиями. Наиболее высокие показатели были получены при обследовании таких процессов, как памяти, внимания, словесно-логического мышления. У некоторых детей наблюдались отставания от возрастных нормативов развития в словесно-логическом мышлении (умение сравнивать и анализировать, в речевой деятельности (составление рассказа по картинкам, ориентировки в пространстве, умении производить арифметические действия
К концу года, исходя из результатов анализа готовности, имеют I уровень готовности (в среднем 70%). Эти дети усвоили программу старшей группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.
Остальные 30% детей имеют II уровень готовности. У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности.
Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.
Психологическое обследование детей.
В начале учебного года проводилось психологическое обследование детей. (диагностика эмоционально-аффективной сферы детей)
Цель: выявление уровня актуального развития детей; раннее выявление отклонений в развитии.
В диагностике применялись следующие методики:
• Беседа об общей осведомленности
• «Цветные фигурки»
• «Цветные шарики»
• «Шкаф с игрушками» (М. М. Семаго)
• «Матрешка» 3-составная
• «Разрезные картинки» 2 – 3 части
• «Покажи картинку»
• «Найди домик для картинки»
• Методики определения агрессивности ( авторы:М. Алворд и П. Бейкер).
По результатам обследования психических процессов были получены следующие показатели: у девятерых детей выявлен недостаточный уровень развития, снижены показатели практически по всем характеристикам.
Выявление страхов.
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
В старших и подготовительных группах проведена диагностика детских страхов. Авторы методики: А. И. Захаров и М. Панфилова. Выявленные страхи у детей разыгрывались в ролях сказочных героев, сочинение сказки, в образовательной деятельности.
Таким образом, по итогам диагностической работы составлен банк данных на детей, нуждающихся в психологической помощи (9 воспитанников).
Коррекционно – развивающая работа.
Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка в пространстве нормального детства.
В течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми направленные на развитие восприятия, развитие мышления, развитие индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию агрессии.
Коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим программам:
• Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Автор И. Ярушина.
• Программа по развитию внимания. Коррекционные занятия для детей 5-7 лет. Игровая мозаика. Автор Е. Бармашова.
• Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. Автор-составитель М. Р. Григорьева.
• Цикл коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Консультирование
На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.
Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками:
• Телевизор - друг или враг?
• Играть или учить?
• Правильно ли я воспитываю ребенка?
• Памятка "Как подготовить ребенка к детскому саду".
• Рекомендации родителям агрессивных детей.
• Гиперактивные дети.
• Консультация для родителей "Дружная семья - здоровый ребенок".
• Консультация для родителей "10 нельзя для родителей".
• Консультация для родителей "Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили".
• Консультация для родителей "Как нельзя поступать с ребенком".
• Консультация для родителей "Как преодолеть рассеянность у ребенка".
• Консультация для родителей "Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции".
• «Ребенок 4-5 лет».
• «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
В течение года регулярно посещала родительские собрания.
На родительском собрании в старшей группе выступила с темой: «Как общаться со своим ребёнком». Родителям были даны соответствующие рекомендации. В необходимой мере был пополнен «багаж» психологических знаний родителей и педагогов по воспитанию у детей здоровой психической личности.
В начале учебного года в выпускных группах выступила с докладом, где дала конкретные рекомендации по подготовке детей к школе.
В младших группах провела собрание, на котором познакомила родителей с возрастными особенностями детей 2-3 лет, и дала рекомендации по адаптации малышей к условиям ДОУ.
В конце учебного года на собрании выпускных групп: познакомила родителей с результатами готовности воспитанников к обучению в школе; представила психолого-педагогические заключения на каждого воспитанника; дала необходимые советы и рекомендации для родителей будущих первоклассников; ответила на многие возникшие индивидуальные вопросы по подготовке воспитанников к обучению в школе.
Профилактическая и просветительская работа.
Является активным пользователем педагогического интернет сообщества: МААМ. ru, систематически размещает на сайте нашего детского сада (https://13647.maam.ru/психологический материал для родителей и педагогов. Участвует во всероссийских конкурсах и олимпиадах:
Размещает статьи на сайте детского сада : «Здоровый сон, здоровое пробуждение», «Детская площадка- мир в миниатюре».
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение социальных паспортов, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих ДОУ.
В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.
Таким образом, как педагог-психолог, контролирует состояние психического здоровья участников педагогического процесса, старается организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.
Организационно – методическая работа.
В течение учебного года принимала активное участие в заседаниях МО по плану работы ДОУ, для решения поставленных задач в годовом плане.
Работа с педагогами и детьми проводилась по следующим направлениям:
На заседании методического объединения № 2 провела тренинг с воспитателями на тему: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
С целью диагностического обследования эмоциональной и познавательной сферы детей, а также для выявления нарушений, в течение года была отслежена непосредственно-образовательная деятельность в группах детского сада, просмотр прогулок детей на воздухе, также, проводилось наблюдение за детьми во время свободной деятельности.
В декабре 2015г. была организована совместная работа с воспитателями средней группы №2 и проведен тренинг с детьми «Я всё могу!». (по запросу психологических услуг от воспитателей).
Цель занятия: повышение самооценки детей, формирование навыков позитивного общения, улучшение их субъективного состояния, способствование процессу личностного роста.
Перспективные направления на будущий год.
Проведенная работа в 2015-2016 учебном году носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения.
За счет индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов.
Существенно повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.
Следовательно:
На следующий год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов, эмоциональной сфере, сфере общения, устранению страхов. Также, необходимо усилить работу по психологическому просвещению родителей; чаще проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми. Продолжение работы с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы).
Заведующий МКДОУ «ДС №5» А. В. Щеголькова
4. Эффективность консультативной деятельности
Успешность психологического консультирования во многом зависит от того на сколько человек, обращавшийся к психологу, будет активен в решении вставших перед ним проблем, и одно из центральных условий здесь – обеспечение активности консультируемого. Это - одна из самых сложных задач, встающих перед психологом. Причина - в привычном стереотипе обращения к специалисту, ожидании от него конкретного совета, предписания. Другим словом, привычка в ситуации занимать позицию «Слушающего» принимающего совет.
На самом деле существует техника, предназначенная для того, чтобы с самого начала вовлечь клиента в решение проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней. Поддерживать его активную позицию всего консультационного процесса.
Беседу клиента следует начать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования. Но не отмечено в карточке клиента. Затем выслушать что волнует клиента, внимательно, терпеливо, доброжелательно.
На данном этапе педагог-психолог уточняет проблему клиента, если возникает необходимость провести психодиагностику для поиска оптимального решения. Обязательно уточняют время для проведения данного этапа и последующих. Практически это время составляет как минимум 40 минут или 1 час, исключая время, необходимое для психологического тестирования.
Педагог-психолог, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте его проблеме в данном случае (о воспитаннике) выбираю практические рекомендации по решению проблем.
Следующий этап в работе педагога-психолога договориться о том, как будет контролироваться, и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов, рекомендаций. Здесь же решаю вопрос о том, как, где и когда психолог – консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. Если что то идет не так, рекомендую вернуться на начальный этап работы, просмотреть свои ответы на вопросы и внести необходимые изменения, формулировки, уточнить проблему и ее пути решения. Особое внимание необходимо уделить представлению о желаемом результате. Наметить новый срок первичной оценки результата.
Затем происходит оценка эффективности работы. Как прошла работа.
• Достаточно успешно или нет
• Желаемые результаты достигнуты или нет
В ходе консультаций особое внимание было уделено воспитаннику, эмоциональному состоянию, состоянию здоровья, целям воспитания в детском саду и дома. Принимается решение о продолжении изменений или завершении работы по данному обращению. Дальнейшее действие клиента, развивать в себе умение справляться с трудностями, преодолевать внутреннее напряжение. Больше обращать внимание на ребенка, т. к. «проблемные» дети, чаще всего страдают дефицитом внимания.
Весьма существенно чтобы клиент покинул психологическую консультацию в хорошем настроении, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реализации полученных рекомендаций будет успешно решена.
Наконец, очень важные самые последние слова, произносимые психологом в тот момент, когда он расстается с клиентом. Вот примерные начала некоторых подходящих для этого случая фраз, которые соответствуют принятым нормам русского речевого этикета:
• Мне было интересно с вами общаться
• Всего хорошего
• Приходите еще
• До встречи