Надежда Агапова
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Высокие нравственные идеалы русского человека отразились в сказках, пословицах, поговорках, песенках, былинах, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и отечеству. Примеры заботы о других, доброты, стремление к облегчению жизни ближних, преданности людям, идеям, родной стране производят сильное впечатление на душу ребёнка.
Публикация «Сообщение из опыта работы по теме „Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Работая по данному направлению воспитания дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Знакомить детей с русскими народными сказками, в которых раскрываются представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
2. Знакомить детей с поговорками, загадками, пословицами, где метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
3. Познакомить детей с одним из видов фольклора – былиной. Былина – это быль, правда, то, что происходило на самом деле. Помочь понять смысл былин. (Богатыри - это сам русский народ в его сраженьях в защиту родной земли.)
По данной теме я начала работать уже в старшей группе. В группе создала предметно-развивающую среду: уголок родного края (альбом «Моя родина – Россия», набор открыток о родном городе); книжный уголок пополнила новыми русскими народными сказками с красочными иллюстрациями. На занятиях по ознакомлению с социальным миром в первом блоке вводила, как часть занятия сказки, пословицы, поговорки, песенки, загадки. Знакомя детей с предметами обихода наших предков – славян использовала русские народные сказки «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой» и др. ; рассказы о временах года дополняла загадками, пословицами и поговорками – «зима весну пугает, да все равно тает», «весна днём красна, да и то не сполна», «запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила»; знакомство с русской народной одеждой дополнила разучиванием песенки – потешки «А тари, тари, тари!»
«А тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги –
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошики –
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки –
Куплю Маше подушки.»
Пополнила и расширила знания о домашних и диких животных: с помощью загадок – «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком» (собака, «зимой беленький, а летом – серенький» (заяц); сказок – «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; с помощью заучивания потешек – «Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А придёшь к нам вечером,
Нас напоишь молочком.»
Во втором блоке закреплялись знания полученные на занятиях: д/и «Что растёт в огороде» - загадывание загадок; игру – упражнение «Вежливое обращение к гостям» дополнила знакомством со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»; рассматривая одежду куклы Маши (кукла в русской народой одежде) дети повторяют знакомую потешку «А тари, тари, тари» и нанизывают для Маши бусы из рябины; д/и «Кто спрятался?» - отгадывание загадок о домашних животных
Голодная – мычит,
Сытая – жуёт,
Всем детям молоко даёт. (корова)
Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка»; знакомство с русской балалайкой – пословицы и поговорки: С балалайкой работа спорится. Бери балалайку в руки, и не станет скуки. Беседа о маме с включением пословиц и поговорок: При солнышке – тепло, при матушке – добро. Нет милей дружка, чем родимая матушка.
Заучивание закличек – на прогулке
Весна – красна!
На чём пришла?
На берёзе, на сосне,
На шелковой траве,
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке.
В старшей группе работа по данной теме продолжилась. Уголок родного края пополнила предметами быта славян (лапти, корзина, деревянные ложки, самовар, альбомами о народных промыслах, книжный уголок пополнила новыми народными сказками «Мужик и медведь», «У страха глаза велики», «Заяц – хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Два мороза», «Каша из топора».
На занятиях в первом блоке (сентябрь, октябрь) использовала как часть занятия : загадки о предметах быта древних славян – Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (ухват)
Рассматривание картины «Три богатыря» В. Васнецова дополнила чтением былин о русских богатырях – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Былины раскрывают особенные черты русского характера, силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.
На занятиях читаю стихи или отрывки из стихотворений о Родине, о природе, о родном городе (А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, С. А. Есенин, Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, С. Я. Маршак, С. Михалков и др.) «Великий дар – единожды родится,
Вдохнуть,
Раскрыть глаза –
И на века
Увиденному миру удивится,
Где дом и поле, роща и река…»
(отрывок из стихотворения В. Мухина
«Не обижайте красоту»)
в беседе о взаимовыручке и поддержке использовала пословицы и поговорки: Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех. Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Во втором блоке прочитали сказку «Крылатый, мохнатый да масленый». На прогулке выучили закличку об осени: Осень, осень, осень,
Гости недель восемь!
Со громами сильными,
С дождями, ливнями.
Лейка, дождик, с неба –
Больше будет хлеба!
Работу по формированию образа Родины через использование художественной литературы провожу в тесной взаимосвязи с родителями. Прошло родительское собрание по данной теме, на котором были раскрыты основные вопросы по данному направлению воспитания детей и даны рекомендации родителям о том, что детская книга должна рассказывать ребёнку о добре и зле. Но в руки ребёнка должна попадать только такая книга, в которой сочетаются глубокая убеждённость и художественная выразительность. Папка – передвижка пополняется разными статьями: «Какие книги читать детям», «Стихи о природе С. А. Есенина, А. Прокофьева, Н. А. Некрасова, А. А. Блока» и др. Давала родителям домашнее задание : подобрать иллюстрации о Родине, открытки с изображением людей в русских национальных костюмах; придумать вместе с детьми загадки о русских народных игрушках, поиграть дома с детьми в русские народные игры со словами: «гуси –лебеди», «у медведя во бору», «как на тоненький ледок», «из-за леса, из-за гор»; рассматривать с детьми иллюстрации к русским народным сказкам, желательно художника Е. Рачёва; слушать дома в записи русские народные сказки вместе с детьми. Организовала и провела развлечение «А знаете ли вы сказки», досуг «Сказочный мир А. С. Пушкина».
В данный момент работа продолжается. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.