Ольга Башнина
Эффективность использования дидактических игр и игровых приёмов на занятиях по развитию диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие диалогической речи дошкольников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Публикация «Эффективность использования дидактических игр и игровых приёмов на занятиях по развитию диалогической речи» размещена в разделах
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Общение можно определить, как передачу информации и обмен ею.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:
• внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;
• формулировать в ответ собственное суждение;
• правильно выражать его средствами языка;
• менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
• поддерживать определенный эмоциональный тон;
• слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Наблюдения показали, что у детей 2-5 лет выраженная потребность в самопрезентации, но вместе с тем имеются большие трудности в общении. Таким образом, проблема формирования диалогической речи остаётся одной из актуальных, так как это во-первых: развитие коммуникативной функции речи, что само по себе является необходимым условием для успешной социализации, а во-вторых: диалог можно рассматривать не только как цель, но и как средство практического овладения языком.
Диалогическую речь у детей должна развиваться в самых разных видах деятельности: игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, изодеятельности.
Задачи работы по обучению дошкольников диалогу можно считать :
• Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
• Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
• Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
• Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
Наиболее распространённая, общедоступная и универсальная форма речевого общения в повседневной жизни это неподготовленный диалог - разговор воспитателя с детьми. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.
В течение дня нужно разговаривать с каждым ребенком, используя для этого время прихода в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Тематика и содержание разговоров определялась задачами воспитания, и зависели от возрастных особенностей детей.
Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры).
Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. д.)
Для формирования навыков разговорной речи используется метод словесных поручений. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, показать новому ребенку игрушки, передать что – либо родителям и. т. д. при этом давали образец словесной просьбы, иногда предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи : «если не трудно», «вы не смогли бы…», «будьте так добры…» и. т. д.
На первый взгляд кажется все это просто использование вежливой формы общения, но у детей возникают определенные трудности, так как данные формы не используются дома родителями, да и в детском саду не все формы употребляются. Поначалу дети забывают, но необходимо постоянно напоминать и использовать личный пример вежливого обращения.
Чтение художественных произведений
Дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалог с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений.
В процессе игры мы много разговариваем с детьми, в результате чего у ребенка появляется потребность в речевом общении. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры.
Сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и
манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие.
Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна
ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия.
Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.
Для развития общения со сверстниками и развития диалогической речи, важное значение имеют обе подгруппы игр.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям
налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.
В играх с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя.
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно
обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.
Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам и сказкам, коллективные работы, словесные игры без готовых текстов, телефонные игры импровизации, творческие виды игр: театральные и режиссерские игры с придуманным сюжетом.
Режиссерские игры – наиболее сложный этап в развитии диалогической речи, так как режиссерская игра предполагает умение фантазировать, рассуждать, развивать и объединять сюжеты, отражать реальные и сказочные события, поэтому мы только учимся ее
строить.
Особую роль на данном этапе отводят словесным играм, которые помогают правильно направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик, умение задавать вопросы и отвечать на них. Это такие игры как: «Да и нет», «Запрещенное слова», «Вопросы с подсказкой» - участие в подобных играх требует от дошкольников усилия памяти, мысли, активизации знаний детей о предметах, природе.
Дидактические игры для развития диалогической речи детей
Для умения слушать чужую речь полезны также игры.
Народная педагогика знает многоподвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Краски» (Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них, «Почта» ( Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них). «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем» (Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его).
Игра «Гуси-гуси». Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения, типа:
- Гуси, гуси!
-Га, га, га!
-Есть хотите?
-Да, да, да! и. т. д.
Для обогащения игрового опыта детей можно использовать любые игры, например:
Игра «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры:
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, называем профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. В: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает);
уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.
Вариант 2: называем глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
Игра «Один – много» ( Цель: образование существительных множественного числа)
Условие: сегодня в магазине акция: все товары продаются парами (или пятерками, и т. д.)
Дайте мне одну конфету, две конфеты, пять конфет
( Цель: образование однокоренных прилагательных мужского, среднего рода от существительных). Дети покупают в магазине сок и варенье – на коробках изображения овощей или фруктов.
Получая изображение продукта, дети покупают в магазине масло.
Оливковое масло из оливок, пальмовое масло из плодов пальмы, розовое масло из лепестков роз, пихтовое масло из хвои пихты и т. д.
Отвечай быстро
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному из детей.
—Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
Так бывает ИЛИ нет(«Небылицы»)
Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
— Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
— Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
— У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
Ошибка
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».
Примеры суждений:
— Карлсон жил в маленьком домике у леса.
— Пятница идет после среды.
— Буратино — один из жителей цветочного городка.
— Мыть руки вредно для здоровья.
— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
— Если на деревьях есть листья, то это лето.
Волшебный ключ
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
— Разрешите пройти.
- Разрешите, пожалуйста.
- Позвольте пройти.
— Пропустите меня, пожалуйста.
— Вы не могли бы пропустить меня?
— Если можно, пропустите, пожалуйста.
— Извините, я могу пройти?
Знатоки
Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.
Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.
Ход игры
Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:
— назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т. п. ;
— покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
— расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т. п.
Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать). ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.
Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.
Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т. д.
ИГРЫ С ТЕЛЕФОНОМ
Заказ такси по телефону
Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
Ход игры
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
— На какое время вам нужна машина?
— На 8 часов утра.
— Ваш адрес.
— Куда поедете?
— В детскую поликлинику.
— Назовите ваш телефон.
— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
— Спасибо. До свидания.
Звонок на работу маме (папе)
Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход игры
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
Дидактическая игра «Волшебное эхо»
Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.
Ход игры
В игре участвуют 10—12 человек.
Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».
Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками, он платит фант.
Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присо-единяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:
— Лови мяч, пожалуйста.
— Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.
Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».
Дидактическая игра «Вежливые отгадки»
Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.
Ход игры
Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.
«Бывает – не бывает»
Цель: способствовать развитию диалогической речи; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать память, мышление, быстроту реакции.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом … (не бывает). Мороз летом … (не бывает).
Снег зимой … (бывает). Капель летом … (не бывает).
«Похожи – не похожи»
Цель: способствовать развитию диалогической речи; учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Материал: предметные картинки с изображением различных животных, предметов, растений.
Ход игры: играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт две картинки. Одна команда доказывает, что объекты похожи. Другая команда доказывает, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки. Примерные пары: собака и пчела, курица и рыба, ромашка и календула, дерево и цветок и т. п.
- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
- Они похожи: они обе живые.
- Не похожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.
- Похожи: они оба приносят пользу.
- Они не похожи: выглядят по-разному.
- Похожи: они обе кусаются.
Обсуждение каждой пары – отдельный раунд. Побеждает та команда, за которой осталось последнее слово.
Такие настольные, дидактические игры как : лото, домино, разрезные картинки все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: Вишня – это фрукт? Телевизор – это мебель? Кукуруза – это овощ?
Вывод:
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого
общения.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Список литературы:
1. Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2015г
2. В. Н. Зимонина «Расту здоровым» Программа игровой деятельности (Часть 1, 2) – М:ТЦ Сфера, 2013 3. А. А. Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, координации движения и речи». Волгоград, Учитель, 2012
4. А. П. Воронова «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. - М. : Детство-Пресс, 2008.
5. Интернет – ресурсы: Маам