Елена Берукашвили
Консультация «Взращивание толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
16 ноября 2021 года весь мир отмечал Международный день толерантности. Не секрет, что в последнее время мы все больше наблюдаем проявление агрессии, жестокости и насилия во внешнем мире. И дети становятся свидетелями и участниками этих событий. Как бы мы ни старались уберечь их, они слышат новости по телевизору, смотрят фильмы, общаются в социальных сетях. И мы не в состоянии оградить их от всего этого ужаса, который происходит вокруг. Нам остается лишь одно, помочь нашим детям воспитать в себе гуманистические взгляды, идеи толерантности.
Публикация «Консультация „Взращивание толерантности“» размещена в разделах
Что же это такое толерантность? Это слово стало популярным в 90-х годах двадцатого века, и за тридцать лет «набило оскомину». Когда я спросила подростка, что такое толерантность, он ответил, что «Это борьба за права сексуальных меньшинств». И этот ответ сообщает нам, что молодые люди совершенно не сведущи в этом вопросе.
На самом деле «толерантность» и «борьба» - противоположные по значению слова. Если обратиться к Великому русскому языку и постараться заменить иностранное слово «толерантность» на русское, то, по моему мнению, это будет слово «терпимость», принятие другого человека таким, какой он есть, и уважение его взглядов и убеждений.
Я работаю в Центре помощи детям педагогом-психологом. Поэтому для меня стоит задача научить детей выстраивать отношения друг с другом на основе сотрудничества, принятия другого как значимую и ценную личность. При этом состояние здоровья, национальность и другие особенность не имеют никакого значения.
В нашем центре живут дети разных национальностей, В прошлом учебном году к нам поступили дети с ОВЗ, есть ребенок с РАС. Им очень трудно адаптироваться в новых условиях: другие правила и требования, другие условия проживания, но самое главное – новый коллектив. Трудность адаптации осложняется тем, что все наши дети находятся в сложном подростковом возрасте. И мы, педагоги центра, прикладываем все усилия к тому, чтобы наши дети почувствовали себя, как дома, осознали себя нужными и защищенными.
Не секрет, что в некоторых образовательных организациях бывает «дедовщина», ужасное явление, когда страдают самые слабые и незащищенные дети. Но хуже всего то, что некоторых педагогов такие отношения устраивают. Не нужно вести долгие воспитательные беседы с подростком, проще заставить старшего наказать провинившегося.
Мы должны искоренить насилие в нашем обществе, научить наших детей договариваться, идти на компромисс, без конфликтов решать любые вопросы, быть непримиримыми к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, расизм и др. Мы должны привить нашим воспитанникам навыки эмоциональной гибкости, критического мышления, способность к сотрудничеству.
Но начинать, конечно, нужно с себя. Учитывая индивидуальные и половозрастные особенности детей, опираясь на положительные качества детей, каждому педагогу необходимо выработать в себе уважительное, гуманное отношение к личности ребенка, обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях с детьми, демонстрируя навыки бесконфликтного общения. Главное условие для создания комфортных отношений – сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты.
Только своим примером мы можем обучить наших детей навыкам толерантной коммуникации и сотрудничества, сформировать в них когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты толерантности.
И в заключение я хочу привести слова из книги Сью Бишоп «Как делать все по-своему» : «Основные права каждого человека (а значит и каждого ребенка) :
1. Быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния.
2. Чувствовать уважение к себе.
3. Принимать решение о том, как проводить время.
4. Просить о том, в чем есть необходимость.
5. Спрашивать мнение о своемповедении, облике.
6. Быть выслушанным и воспринятым всерьез.
7. Иметь свое мнение.
8. Придерживаться определенных политических взглядов.
9. Плакать.
10. Делать ошибки.
11. Говорить «нет», не испытывая чувства вины.
12. Отстаивать свои интересы.
13. Устанавливать свои приоритеты.
14. Выражать свои чувства.
15. Говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом.
16. Менять свое мнение.
17. Иногда терпеть неудачу.
18. Говорить «я не понимаю».
19. Делать заявления, не требующие доказательств.
20. Получать информацию.
21. Иметь успех.
22. Отстаивать свою веру.
23. Придерживаться собственной системы ценностей.
24. Брать время на принятие решений.
25. Принимать на себя ответственность за собственные решения.
26. Иметь личную жизнь.
27. Признаваться в незнании.
28. Меняться/развиваться.
29. Выбирать, включаться или нет в проблемы других людей.
30. Не нести ответственности за проблемы других людей.
31. Заботиться о себе.
32. Иметь время и место для уединения.
33. Быть индивидуальностью.
34. Запрашивать информацию у профессионалов.
35. Не зависеть от одобрения других людей.
36. Самому судить о собственной значимости.
37. Выбирать, как поступать в складывающейся ситуации.
38. Быть независимым.
39. Быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие.
40. Не оправдываться».
Чтобы дети научились любить и уважать друг друга, нам самим нужно открывать свое сердце и проявлять к ним добрые чувства. Если мы будем подавать пример дружелюбия и взаимопонимания, то со временем дети начнут общаться также.