Любовь Савельева
Взаимосвязь нравственного и экономического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день все большую актуальность приобретает формирование экономических основ в условиях детского сада. Однако, проблема содержания экономического воспитания дошкольников является достаточно сложной. Под экономическим воспитанием понимается процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости. Это лишь отчасти может применяться для дошкольников в связи с особенностями психического развития и их возрастных особенностей.
Публикация «Взаимосвязь нравственного и экономического образования дошкольников» размещена в разделах
Так, Шатова А. Д. считает, что экономическое воспитание дошкольников должно быть основано на привитии детям правильного отношения к трудовой деятельности людей, при помощи которых создается предметный мир, облагораживающий жизнь, а также формировать правильное отношение детей, к тому, что делают для них взрослые.
Экономическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием дошкольников.
В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б. Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».
Нравственные чувства начинают формироваться именно в дошкольном возрасте, которые в дальнейшем способствуют развитию порядочных взаимоотношений как с детьми, так и со взрослыми. Ребенок, видя как взрослые с искренним отношением относятся к кому – либо, или к чему – либо, сами начинают так же относиться к людям или явлениям, что выражается в определенных нравственно направленных чувствах ребенка. Дети стремятся оказать помощь и поддержку. Дружба, возникающая между детьми, забота по отношению к друг другу возникают на основе чувства долга и ответственности, что является основой экономического образования.
Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А. С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна».
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающим и к самому себе.
Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим.
Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость. Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.
Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.
Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость). Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек - хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания.
Под «нравственно-экономической воспитанностью» понимается интегративное качество личности, выражающееся в способности учащихся участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей и успеха с учётом нравственных ценностей.
Анализ определения позволяет предположить, что не всё его содержание в полной мере осуществимо в дошкольном возрасте, так как дети ещё не ставят собственные экономические цели.
Таким образом, перед воспитателем и родителями стоит задача научить ребёнка «участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы».
Знания о нормах морали должны сочетаться с формированием нравственных качеств у дошкольников. Целью современного образования является развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Бережливость, экономность, деловитость, расчётливость, предприимчивость и другие качества человека как носителя экономических отношений и производительной силы должны трансформироваться в социально-психологические и нравственные качества. Тем самым будет обеспечиваться единство экономического образования и нравственного воспитания. Появление экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения обеспечит нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальную стойкость.