Надежда Гусева
Взаимодействие дошкольной образовательной организации воспитанников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольной образовательной организации воспитанников в условиях реализации ФГОС до
«Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».
Василий Сухомлинский
Введение
Актуальность темы исследования. Основным в работе каждого дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, их интеллектуальное и творческое развитие, обеспечение условий для роста личности. Успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, так как родители – это самые первые воспитатели ребенка с момента его рождения. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», содержание которого говорит о том, что родители это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Темочки:
Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в эффективном воспитании своих детей. К сожалению, не все педагоги способны осуществить эту деятельность в силу ряда причин. Т. е. возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить с помощью методической работы. Все сдвиги, которые происходят сейчас в сфере дошкольного образования, направлены, на совершенствование его качества. Качество во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и дошкольного образовательного учреждения. Успешный результат, можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и детского учреждения в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает сотрудничество между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения на всем протяжении дошкольного этапа ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса : участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой конкретной дошкольной образовательной организацией.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве.
Основные направления взаимодействия с родителями
1. Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
2. Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
3. Совместная деятельность педагогов и родителей в образовательном процессе.
Построение системы взаимодействия с родителями, основанной на принципах федерального государственного стандарта, полноценное решение поставленных задач возможно лишь при условии грамотного педагогического подхода. Формирование педагогических компетенций во взаимодействии с родителями наиболее эффективно осуществляется в рамках методического объединения педагогов
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
Задачи:
1. Познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС;
2. Расширить, обобщить знания педагогов о формах, методах, содержании работы с родителями по различным направлениям детской деятельности в ходе реализации образовательной программы;
3. Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практику работы эффективного педагогического опыта взаимодействия с родителями.
2. Формы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально –нравственный опыт, семья определяет уровень и содержании эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В основе системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциал, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к ребенку-дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка и повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное развитие детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между
родителями и детским садом строится, как правило, на основе демонстрации воспитателями достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная система (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо их вовлекать в жизнь детского сада. Работа с семьями является сложной задачей, как в организационном, так и в психологическом плане.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо. Выделяют нетрадиционные и традиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями детей- дошкольников, основная суть которых заключается в том, чтобы обогатить их необходимыми педагогическими знаниями. Стоит отметить, что традиционные формы подразделяют на: индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные. К коллективным формам необходимо отнести конференции, родительские собрания, «Круглые столы». Родительские собрания представляют собой действенную форму работы педагогов с родительским коллективом, форма ознакомления родителей с содержанием, задачами, а также методами воспитания деток определенного возраста в условиях семьи и детского сада. При этом повестка дня родительских собраний может быть совершенно разнообразной, учитывая их пожелания. Рекомендуем тему формулировать проблемно, к примеру: «Как играть с ребёнком?», «Слушается ли ваш ребенок?», «Стоит ли наказывать детей?». Сегодня родительские собрания вытесняются все более новыми формами, к примеру, такими как: «Педагогическая гостиная», «Устный журнал», «Круглый стол», Семинары-практикумы, Родительские конференции, основной целью которых является обмен ценным опытом в вопросах семейного воспитания. Целесообразным является сочетание различных форм работы, к примеру, после проведения ряда развлекательных мероприятий с взрослыми можно организовать собрания и беседы. К индивидуальным формам стоит отнести педагогические беседы со взрослыми; это одна из самых доступных форм установления взаимосвязи с семьей. Стоит отметить, что беседа может выступать не только в качестве самостоятельной формы, но также и применяться в сочетании с иными, к примеру, она может включаться в собрание и в посещение семьи Основной целью педагогической беседы является обмен мнениями по определенному вопросу; а ее особенность заключается в активном участии, как воспитателя, так и родителей. Как правило, тематические консультации чаще всего организуются для того, чтобы предоставить ответы на все вопросы, которые интересуют родителей. Главным назначением консультации является то, что родители приходят к убеждению к тому, что в дошкольном учреждении они могут получить совет и поддержку. Существуют также и так называемые «заочные» консультации. Для их подготовки воспитатели готовят конверт (ящик) для вопросов родителей. Педагог, читая почту, заранее может изучить литературу, подготовить полный ответ, переадресовать вопрос или посоветоваться с коллегами. Данная форма получила отклик у родителей. По результатам проведения «заочных» консультаций, родители задавали педагогам разные вопросы, о которых они не желали говорить вслух. Наглядно-информационные методы составляют отдельную группу. Такие методы знакомят взрослых с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания, способствуют преодолению поверхностных суждений о роли дошкольного учреждения, предоставляют практическую помощь своей семье. К подобным методам относятся: запись на магнитофон бесед с детками, видеофрагменты с организацией разных видов деятельности, занятий, режимных моментов; выставки, фотографии детских работ, ширмы, стенды, папки-передвижки. Помимо того, для установления непосредственного контакта с родителями и ребенком много дает посещение семьи, в которой он воспитывается. Сегодня особой популярностью не только у воспитателей ДОУ, но также и у родителей пользуются именно нетрадиционная форма общения. Выделяют такие основные нетрадиционные формы: досуговые, информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные. Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных клубов в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клубов принимают участие различные специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, медицинский работник, родители, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Благодаря деятельности таких клубов налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносят изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становятся его активными участниками. Деятельность семейных клубов показывает практическую значимость двух институтов – детского сада и семьи.
Данную цель реализуем через следующие задачи:
1. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ДО.
2. Профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
3. Установить партнёрские отношения между работниками ДОУ и родителями дошкольников.
В своей работе мы руководствуемся принципами партнё рства ДОУ и семьи:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов и специалистов с родителями.
2. Индивидуальный подход к каждой семье (важно чувствовать ситуацию, настроение родителей.)
3. Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь.)
4. Динамичность (ориентация на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей.)
5. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок.)
Партнёрские отношения предлагают равноправие участников образовательного процесса, родители имеют право не только знать о том, как ребёнок проводит день в детском саду, но и активно участвовать и принимать различные решения наравне с педагогами, специалистами и администрацией ДОУ.
Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
В детском саду работа с родителями организована по четырем формам :
1. Информационно – аналитические формы;(НА СЛАЙДЕ анкетирование, тестирование, почта доверия, вопросы-ответы.)
2. Досуговые формы ; (открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, выставки, творческие конкурсы, экскурсии, выпуск семейных газет).
3. Познавательные формы; (родительские собрания, консультации, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, родительские гостиные, круглые столы, квн, совместное создание развивающей среды.)
4. Наглядно – информационные формы. (стенды, буклеты, памятки, альбомы, папки-передвижки, фото-выставки, дни открытых дверей, интернет сайт).