Оксана Храмова
Взаимодействуем, играя! Об игровых методах работы с ребёнком с ОВЗ и ребёнком-инвалидом
▼ Скачать + Заказать документы
Игра и игровая терапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с окружающими людьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры родители могут помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.
Темочки:
Игра выполняет следующие функции: 1. Общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе; 2. Познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей; 3. Развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей; 4. Развитие речи.
Играя почти бессознательно, дети осваивают формы, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познают первые слова – сигналы, вступают в контакты с другими людьми, реагируют, наблюдают, запоминают, пополняют свой кругозор, радуются жизни.
Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх он охотно берет на себя разные роли, договаривается с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры, но испытывает трудности в подвижных играх.
Цель использования игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игра для ребенка - это процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или научиться управлять ими, либо отказаться от них.
Игра для ребенка - самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. И задача, родителей научить ребенка играть, несмотря на занятость и небольшие размеры жилплощади, родители обязаны уделять игре должное внимание.
Это может быть свободная игра, когда ребенок играет в своё удовольствие, либо сюжетно – ролевая игра, где вы уже можете увидеть как он воспринимает окружающий мир, примеряет на себя те или иные социальные роли, т. е. через игру ребенок социализируется.
Игры могут быть разнообразны: игры с куклами, игры с предметами, игры с элементами сказкотерапии, сюжетно – ролевые игры со взрослыми, арттерапевтеческие игры, игры с правилами, игры с песком, игры с водой, развивающие игры (пальчиковые игры) и т. д.
Понять природу игры, её поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребёнка.
Рекомендации родителям по организации совместных игр с детьми:
1. Игра должна приносить ребенку радость. Не заставляйте ребёнка играть, а создайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
2. Оживите игру, путём внесения в неё новой идеи, интересного сюжета, чтением сказки, изготовлением моделей или поделок, а также пусть ребенок фантазирует, придумывает новые способы уже знакомой игры.
3. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте речевую активность детей.
4. Хвалите ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.
5. Стройте свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделяйте с ними их радость, успехи.
Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх он охотно берет на себя разные роли, договаривается с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры, но испытывает трудности в подвижных играх.
Для более успешной адаптации детей с ОВЗ используем следующие методы:
1. Сказкотерапия — уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.
2. Смехотерапия — метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях. 3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка с ситуациями, которые могут встречаться ему в жизни. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев. 4. Песочная терапия — метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными. 5. Арттерапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Очень удобно использование этого метода на логопедических и логоритмических занятиях. Мы используем музыку, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Игротерапия [/b]помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.