Галина Алпатова
Взаимодействие взрослого и ребенка в процессе организации адаптации к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность темы данного практико-значимого проекта обусловлена тем, что дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Очень часто наблюдается ситуация, когда родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, не просто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент не только для самого ребенка, но и для родителей. Поэтому сегодня необходимы комплексные мероприятия работы в этом направлении, включающие организацию мероприятий адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье.
Публикация «Взаимодействие взрослого и ребенка в процессе организации адаптации к ДОУ» размещена в разделах
Цель данного проекта: создать условия для адаптации и взаимодействия взрослого и ребенка.
Задачи:
• изучение научно-методической литературы по теме проекта;
• создание условий для взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе адаптации;
• овладение чувственным опытом у детей через игровой материал;
• овладение культурно-гигиенических, игровых навыков;
• формирование умения общаться со сверстниками, взрослыми.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов, родителей, которое обеспечивает гибкую адаптацию ребенка к условиям ДОУ и их готовность к эмоциональной поддержке ребенка в этот период.
Практическая значимость:
• создание методической копилки по данному направлению;
• овладение и расширение знаний педагогов в области организации деятельности детей в период адаптации;
• внедрение в работу детского сада модели взаимодействия педагогов, родителей при поступлении ребенка в ДОУ.
1. Основная часть. Теоретическое обоснование: взаимодействие взрослого и ребенка в период адаптации к ДОУ.
Развитие ребенка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад.
Непривычная обстановка, отсутствие родных и близких людей, незнакомые взрослый и сверстники, иной характер общения – все это настораживает, волнует, угнетает малыша, вызывает слезы, отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии.
1.1 Психологические особенности детей раннего возраста.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и ору
дийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
1.2 Цели, ориентиры и задачи
В программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы говорится: правильная организация в адаптационный период образовательной деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.
Одна из основных задач в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры-упражнения должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором всегда выступает взрослый. Игры и упражнения выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.