Приложение МААМ

Взаимодействие воспитателя с детьми второго года жизни как условие развития самостоятельных игровых действий

Нина Митрофанова
Взаимодействие воспитателя с детьми второго года жизни как условие развития самостоятельных игровых действий
▼ Скачать + Заказать документы

Игра является основой развивающей деятельностью ребенка в детские годы. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой ступени развития.

Поэтому необходимо создавать все условия для развития детской игры. Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач (Е. Р. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, М. В. Новосёлова, О. В. Солнцева и др.).

Темочки:

Ранний возраст это очень важный период в развитии игры. На втором году жизни происходит освоение разнообразных игровых действий с предметами и игрушками. Ведущую роль в этом процессе выполняет взрослый. Взаимодействие педагога с детьми второго года жизни способствует развитию интереса ребенка к игре. В совместной игре со взрослым ребенок осваивает действия с предметами-заместителями, подходит к развертыванию простейшего сюжета как смысловой цепочки действий с сюжетными игрушками. Это подготавливает его к отобразительной игре, как предшественнику сюжетно ролевой игры в дальнейшем.

Развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Оно направлено на передачу детям способов игровой деятельности и должно протекать в форме равноправного доброжелательного взаимодействия взрослого с детьми. Взаимодействие направляет малышей на самостоятельное воспроизведение игровых действий. Отстраненное отношение воспитателя к ребенку становится препятствием для полноценного развития игры.

Чтобы пробудить у малыша интерес к воспроизведению игровых действий, воспитатель должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей.

Е. И. Тихеева рассматривала игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств развития и обучения ребенка.

Б. П. Никитин подчеркивает, что игры становятся развивающими лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определенных правил:

- игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;

- необходимо заинтересовать ребенка игрой, а не навязывать ее;

- игру надо оживлять сказкой при этом возникает возможность использовать непроизвольное внимание ребенка;

- в игре нужна непринужденная обстановка, поощрение активности. Использование игры и игровых ситуаций в педагогическом процессе ДОУ позволяет решать многие задачи обучения и развития ребенка непринужденно, в интересной, занимательной форме.

В руководстве играми особая роль принадлежит игровому взаимодействию воспитателя с детьми, в процессе которого происходит передача детям нового игрового опыта, необходимого для дальнейшего развития самостоятельной детской игры. Эффективным средством развития дошкольника является создаваемая воспитателем проблемно-игровая ситуация, в которой ребенок осваивает игровые действия.

Игровое общение воспитателя с ребенком представляет собой достаточно сложное взаимодействие, отличающееся сюжетным разнообразием, гибкостью и вариативностью средств коммуникации, эмоциональной насыщенностью и свободой игрового выбора ребенка. Только в свободном игровом общении создаются партнерские взаимоотношения воспитателя и ребенка, и происходит естественное освоение нового игрового опыта, тем самым происходит развитие самостоятельной игры. Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).

Комплексный метод включает следующие компоненты:

• планомерное обогащение жизненного опыта;

• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

• своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Анализ литературы показал, что игровое общение воспитателя и ребёнка может быть успешно реализовано при условии создания развивающей предметно-игровой среды (Е. Р. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, М. В. Новосёлова Е. Н. Флёрина О. В. Солнцева и др.).

Организуя предметную деятельность ребенка воспитатель заботиться о наличии соответствующих игрушек, пособий, которые удовлетворяют интерес детей к различным видам деятельности.

Задачей взрослого в первую очередь является развитие интереса ко все возможным действиям, что бы ребенок понимал речь, и вникал в смысл сказанного.

Для развития движений педагог использует мячи разных размеров, коляски, тележки машины, для развития действий, подходит такой дидактический материал как, пирамидки вкладыши, формы для песка, строительный материал. Развивая же сюжетную игру, воспитатель использует куклы, другие образные игрушки, посуду, некоторые предметы мебели, так же хорошо иметь предметы ряжения (косынки, передники).

Игрушки должны быть размещены по видам деятельности. У каждой игрушки или пособия должно быть своё место хранения, это приучает ребёнка к порядку и воспитывает самостоятельность. Малыши в данном случаи сами могут найти требуемый для их игры предмет.

Для развития игровой деятельности педагог использует всевозможные приёмы, техники, мини инсценировки с детьми. Наглядно показывает и проговаривает каждое своё действие.

Важно заметить, что все выполняемые действия педагога в сюжетной игре должны быть известны детям из личного опыта, как ляля ходит, кушает, укладывается спать. Ребёнку очень интересно наблюдать за всеми действиями педагога, и в скором времени можно заметить подражание взрослому в той самой игре.

Для обыгрывания элементарных действий воспитатель использует вспомогательные предметы, такие как ложку, одеяльце. Задача заключается в том, что бы ребёнок наглядно понял и принял те действия которые выполняет педагог.

Так же в игровом общении очень важно и речевая составляющая. Воспитатель побуждает ребёнка к активности с помощь элементарных речевых приёмов подражаний. Он задаёт ребёнку вопрос тем самым побуждая ребёнка произносить звуки «Как мяукает кошечка?» «Как мычит корова?». Так же очень важно что ы педагог проговаривал все действия которые он выполняет с игрушкой, «Ляля, ам», «Ляля баю-бай» «Ляля топ-топ».

После освоения детьми элементарных действий с куклой, воспитатель начинает использовать вопросы в ситуациях, чтобы ребё нок по знакомой схеме смог ответить на них: «Где платье? Чья это кровать? Кто/Как кушает? Чья кровать?».

Так же активизировать ребёнка могут так называемые ситуации «подстрекательства». Педагог организует игровую среду, используя игрушки и предметы, с целью побудить ребёнка к самостоятельным действиям с ними. При этом можно использовать машинки, куклы, зверей, и все возможные предметы быта, которые знакомы ребёнку. Для поддержания активности малыша, взрослому важно побуждать, одобрять и поощрять его действия.

Главная задача воспитателя заключается в том что бы познакомить ребёнка с различными игровыми ситуациями и действиями.

В данном возрасте больше преобладает подражание поэтому ребёнок в своих играх чаще всего укладывает спать того же самого мишку, расчёсывает ту же самую куклу. Со временем ребёнок учится перекладывать действия на разнообразные игрушки, применяя к ним игровые действия, демонстрируемые воспитателем. Если педагог видит, что ребенок уже достаточно освоил одни действия, ему стоит вводить новые элементы игры, с целью её усложнения.

Важно так же следить за тем что бы у ребёнка не возникало трудностей в процессе игры, и если это происходит, воспитатель должен прийти на помощь. Подсказать как выполнить действие, а может и подвести к его логическому завершению.

Со временем ребёнок осваивается в игре, и у него начинает проявляться самостоятельная речевая активность. Могут проявляться отдельные слова или фразы. Педагог же в свою очередь с помощью общих фраз помогает ребёнку осознать свои действия.

Стоит заметить, что в полтора года ребенок уже достаточно активизируется в выполнении и обобщении игровых действий, но в то же время они лишены какого-либо логического смысла. Малыш может надеть на мишку варежки, шапочку, курточку и уложить его спать.

Так же ребёнок может погрузиться в кое либо игровое действие и улечься им на столько что забывает обо всём что происходит вокруг, а может быть даже не совсем понимая зачем он выполняет это действие. Например малыш готовит кашу, мешает, пробует, опять мешает. Действия может и лишены какого-либо смысла, но в то же время ребёнок испытывает удовольствие от данного процесса. Но возможна и ситуация, при которой ребенок не знает, как закончить начатое им действие. Он кормит куклу, периодически осматривается, отвлекается. При данной ситуации задачей педагога является прийти на помощь к ребёнку, подвести его действия к логическому концу, например, с помощью вопроса «Накормила лялю? Умница».

Так же воспитатель обыгрывает ситуации в игре с ребёнком рядом. Он выполняет какое-либо действие, в то время как малыш, который за ним наблюдает старается повторить его. Как например: Воспитатель последовательно снимает с мишки курточку, штанишки, вешает вещи на стульчик, а мишку укладывает в кроватку, в данной ситуации педагог развивает в ребенке как действия подражания, так и последовательность в которой должна обыгрываться данная ситуация.

Хотелось бы отметить что ребёнок в данном возрасте очень зависит от эмоций, каждую ситуацию он пропускает через себя, и очень важно что бы взрослый показывал ребёнку свою заинтересованность, поддерживал, сопереживал, поощрял. Отношение к ребёнку должно быть искреннее, открытое и ласковое.

Но игру детей еще нельзя назвать сюжетной по нескольким причинам:

• дети старательно выполняют только те обучающие действия, которые хорошо известны и запоминаются;

в игре происходят процедурные манипуляции: повторение одного и того же действия без явного интереса;

• в большинстве случаев нет логической последовательности в выполнении необходимых действий;

• наблюдается рассеянная активность (девочка кормила собаку, отвлекалась, потом гуляла с ней, но вскоре переключилась на другую игрушку).

После полутора лет, малыш уже начинает самостоятельно изучать и ориентироваться в игровом пространстве. Начинаю использовать различные предметы, применять их в своих играх.

Задача педагога, обогатить предметную игровую среду, на столько что бы каждый ребёнок смог найти то что ему по душе, то что заинтересует его, и он сможет применить на своё усмотрение. Главное, чтобы материал отвечал всем требованиям как возрастных особенностей, так и был, понятен и доступен для ребёнка. Это могут быть различные атрибуты жизненных ситуаций, которые ребёнок видит в реальной жизни (телефон, фотоапарат, оправы для очков, баночки из-под крема, тюбики из-под помады.) Так же на мой взгляд в группе должно иметься зеркало так как оно служит вспомогательным элементом для формирования образа самого себя.

В какой-то момент, можно заметить у ребёнка некоторые подражательные действия, которые он видит в повседневной жизни ребёнка, то что он видит и переживает дома. Данное воспроизведение действий считается очень высоким уровнем подражание, потому что ребёнка никто этому не учил, он по собственной инициативе перенял действия, запомнил и применил в своей игре. Это уже можно считать задатками отобразительной игры.

Для грамотного осуществления самостоятельных действий детей, главным образом в группе должны быть организованны различные уголки, для осуществления всех видов деятельности. Материал в уголках должен периодически обновляться, и усложняться. Что бы ребёнок по средствам игры мог познать всё новые предметы и действия с ними.

Разработка условий и технологии эффективного взаимодействия воспитателя и малышей требует дальнейшего исследования.

Публикации по теме:

Пособие для развития самостоятельных игровых способностей и навыков «Волшебная коробочка игры»Пособие для развития самостоятельных игровых способностей и навыков «Волшебная коробочка игры» МБДОУ детский сад «Алые Паруса»«Волшебная коробочка игры» Автор - разработчик: воспитатели первой квалификационной категории Н. В. Грыжина.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни (осень) В сентябре идет прием детей, этот месяц отводится на адаптацию малышей к новым условиям, занятия с детьми не планируются. Октябрь. 1. «Позови.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в весенний период Март. 1. Медвежата Цель. Продолжать обогащать представления детей о дикой природе, развивать речевую активность 2. Белочкино чаепитие.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в зимний период Декабрь. 1. Рассматривание фотографий «На прогулке Осенью» Цель. Побуждать называть свое имя и имена детей группы. Развивать речь, как.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» р. п Романовка, Романовского района Саратовской области 15.11.2019.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развитияВзаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развития Взаимодействие воспитателя МАДОУ «Детский сад «Родничок» с родителями группы раннего развития. «Все вместе – значит, мы сила!»«Какую громадную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя с детьми второго года жизни как условие развития самостоятельных игровых действий
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 11:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие воспитателя с детьми второго года жизни как условие развития самостоятельных игровых действий» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова (УИ 2127720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД