Леонтьева Анна Геннадьевна
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя как условие успешной реализации образовательного процесса в группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя, как условие успешной реализации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности детей с ТНР»
В коррекционной работе с детьми с различными дефектами речи, положительную роль играют согласованное взаимодействие воспитателя, логопеда и музыкального руководителя. Оно даёт положительный результат в достижении целей и решении задач, поставленных в программе, и в коррекционной работе с детьми.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя как условие успешной реализации образовательного процесса в группе» размещена в разделах
Музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, так-же как и речь, воспринимаются слухом. И в музыке, и в речи, очень важны: сила голоса, ритм, темп исполнения, высота звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности :
1. При выполнении музыкально – ритмических движений музыкальный руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте, а я двигаюсь под музыку вместе с детьми, даю оценку движениям детей, помогает в организации детей.
2. При прослушивании музыки музыкальный руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте, а я как воспитатель слушаю вместе с детьми, слежу за осанкой детей.
3. При исполнении песен Муз. руководитель напоминает текст песни, играет на инструменте и исполняет, а я пою вместе с детьми, слежу, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, пропевают слова и звуки.
4. При обучении игре на музыкальных инструментах педагог руководит исполнением, а я слежу за поведением детей.
5. При разучивании танцев Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, я танцую вместе с детьми, работаю над движениями детей. При необходимости становлюсь в пару с ребенком.
6. В игре или драматизации Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте, я если требуется, участвую в игре, слежу за выполнением правил.
Воспитатели активны не только на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры в группах, используют музыкальные произведения на занятиях. В часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Положительно влияет прослушивание музыкальных произведений перед сном.
Формы взаимодействия педагога и музыкального руководителя разнообразны :
• Совместное планирование. (праздники, развлечения)
• Методическое сопровождение. (подбор демонстрационного материала для занятий и праздников, подбор музыкальных произведений для занятий)
• Практическая продуктивная деятельность. (концерты, праздники, фестивали)
• Организация взаимодействия с семьей. (анкетирование, опрос, рекомендации, консультации)
• Организация взаимодействия с социумом. (выездные концерты, экскурсии, выступление детей на мероприятиях города)
Воспитатель, может дать характеристику каждому ребенку и группе в целом, проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, подготовка атрибутики и т. д.)
В совместной деятельности педагога и муз. руководителя применяем здоровьесберегающие технологии
-Дыхательная гимнастика-улучшают функции дыхательной системы, тем самым осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания;
Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
- Развитие общей моторики и моторики рук (пальчиковые игры) - влияют на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти;
- Игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие;
- Ритмическая гимнастика -укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Произношение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение!
Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой. Движения в логоритмике помогает осмыслить слово.
-Логопедические распевки - являются одним из главных методов работы с детьми, имеющими сложный речевой дефект.
-Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжается не более 3-х минут перед пением.
-Элементарное музицирование -
хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Таким образом, музыка входит в жизнь и быт ребенка. Музыкальная деятельность становится любимым занятием и помогает в достижении положительных результатов в образовательной и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.